Реформа процессуального законодательства

Реформа процессуального законодательства

«Процессуальная революция» и судрасходы по соглашению: как идет судебная реформа

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов Что поможет взыскать судрасходы в групповом иске и какая ответственность предусмотрена для судей – об этом рассказал председатель комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников в ходе пресс-конференции. Она была посвящена вступлению в силу с 1 октября 2020 года положений законов о судебной реформе, в том числе о начале работы новых апелляционных и кассационных судов, и ряду других недавних законодательных изменений. С 1 октября 2020 года вступают в силу положения законов, реформирующих систему судов общей юрисдикции.

Это должно произойти за счет выделения судебных инстанций в отдельные экстерриториальные суды. Начнут работу пять апелляционных и девять кассационных судов, а также один апелляционный военный суд и один кассационный военный суд. Каждый из новых судов будет действовать в пределах судебного округа, включающего несколько регионов.

В этом сюжете

  1. 17 сентября, 13:28
  2. 12 сентября, 13:24

Новые апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции . В материале мы публиковали имена председателей, зампредов и судей новых судов. Судебная реформа продолжится под контролем председателя , который досрочно получил рекомендацию на очередной шестилетний срок в ВС (подробнее о назначении – в материале ).В ходе прошедшей сегодня пресс-конференции председатель комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников рассказал о том, как будет осуществляться судопроизводство в рамках новых правил.

Помимо освещения вопросов о новых кассационных и апелляционных СОЮ он обратил внимание на ряд других изменений.

В частности, судопроизводство будет осуществляться по новым правилам.

Он отметил, что за исключением дел, подлежащих рассмотрению мировыми судьями и районными судами, представителями сторон в суде при рассмотрении гражданских и арбитражных дел теперь смогут быть только лица с высшим юридическим образованием.

Что изменилось в процессуальном законодательстве в 2020 году

Текущий 2020 год богат на законодательные нововведения, значительные изменения произойдут и в процессуальной сфере.

Весь 2020 год законодательные органы плотно занимались вопросами совершенствования норм процессуального законодательства РФ.

Председатель Комитета Государственной Думы РФ по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников отметил, что 2020 год ознаменовался проведением судебной реформы — реформы судоустройства судопроизводства. С начала 2020 года на рассмотрении Комитета находилось около 30-и законопроектов по данной тематике, число которых практически не менялось за весь год, поскольку перечень уменьшался за счет принятых и пополнялся за счет вновь вносимых проектов. В настоящее время принято около полутора десятков федеральных законов в рамках судебной реформы.

Основной из них —, согласно которому, в системе судов общей юрисдикции создаются обособленные надрегиональные апелляционные и кассационные суды, не связанные рамками административно-территориального деления РФ (по аналогии с арбитражной системной). До 1 октября 2020 года будет создано 5 апелляционных и 9 кассационных судов, а также 1 апелляционный военный суд и 1 кассационный военный суд». Так, апелляционные суды будут созданы в:Калуге (на судебные акты Белгородского, Брянского, Владимирского, Воронежского, Ивановского, Калининградского, Калужского, Костромского, Курского, Липецкого, Московского, Новгородского, Орловского, Псковского, Рязанского, Смоленского, Тамбовского, Тверского, Тульского, Ярославского областных судов, Московского городского суда);Санкт-Петербурге (на судебные акты Верховных Судов Республик Карелия, Коми, Архангельского, Вологодского, Курганского, Ленинградского, Мурманского, Свердловского, Тюменского, Челябинского областных судов, Санкт-Петербургского городского суда, судов Ненецкого, Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого автономных округов);Сочи (на судебные акты Верховных Судов Республик Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарския, Калмыкия, Карачаево-Черкессия, Республики, Крым, Северная Осетия — Алания, Чеченя, Краснодарского, Ставропольского краевых судов, Астраханского, Волгоградского, Ростовского областных судов, Севастопольского городского суда)

Реформа процессуального законодательства 2020 года: анализ ключевых новелл и перспектив их применения

Осенью 2020 года вступает в силу блок поправок в ГПК и АПК, которые направлены на совершенствование процессуального законодательства.

Некоторые из новых норм могут иметь серьезное практическое значение. Цель настоящего семинара состоит в том, чтобы проанализировать основные новеллы, обсудить перспективы их применения в работе адвокатов и иных практикующих юристов.

Адвокаты, а также юристы, работающие или планирующие работать судебными представителями.

к.ю.н., советник Адвокатского бюро «Бартолиус» к.ю.н., Управляющий партнер Адвокатского бюро «Бартолиус», профессор факультета права Высшей школы экономики А — аудиопротоколирование и АИС для формирования состава суда Б — безусловные основания для отмены судебных актов скорректированы В — высшее юридическое образование для представителей и подтверждение их полномочий Г — где может содержаться указание на возможность пересмотра по новым обстоятельствам?

Д — документы и доказательства: что изменилось в отношении представления их в суд Е — если не подлежит рассмотрению, если предусмотрено федеральным законом и другие «если» Ж — жалобы в апелляцию: что нового? З — зачем приходить в суд? Вопросы, которые рассматриваются без лиц, участвующих в деле И — инстанционность в СОЮ: судойстройственные изменения К — кассационное производство в СОЮ: «сплошная» кассация и новые правила пересмотра Л — лица, не заявляющие самостоятельных требований, и судебные расходы М — мотивировочная часть судебного акта Н — направление по подсудности отличается для СОЮ и арбитражных судов О — ограничение времени на выступление в суде как общее правило и санкция П — преюдиция: последствия внесения дополнений в закон Р — разрешение вопроса об отводе С — сроки (в одних случаях увеличились, в других — уменьшились) Т — требования к идентификации ответчика: как могут быть выполнены? У — утверждение мирового соглашения: теперь отдельная глава и в ГПК Ф — функции помощников судей включают подготовку судебных актов Х — ходатайство взыскателя о выдаче исполнительного листа: без него не выдадут

Реформа процессуального законодательства: новые правила рассмотрения дел в судах

Главные изменения структуры судебной системы и правил судопроизводства с учетом положений 1-ФКЗ от 29.07.2018, 451-ФЗ от 28.11.2018: экспертный анализ Обновленная процедура рассмотрения дел в судах общей юрисдикции и арбитражных судах Выбор суда по новым правилам: реформа «подведомственности»; новеллы института подсудности; новый механизм передачи дел из одного суда в другой; новые правила перехода к рассмотрению дела по правилам гражданского или административного судопроизводства Профессионализация судебного представительства Идентификация лиц в процессе по-новому: что нужно будет дополнительно указывать в обращении в суд Новые требования к документам, прилагаемым к исковому заявлению Обмен состязательными бумагами и судебные извещения в судах общей юрисдикции по-новому: изменение способа передачи процессуальных документов другой стороне; надлежащее извещение; интернет как новый способ коммуникации сторон друг с другом и с судом Новые правила раскрытия доказательств в гражданском процессе Изменения института отвода судей: основные правила использования Новые меры процессуального принуждения: процессуальные наказания, новые штрафы, ограничение выступления в суде Прекращение и остановка процесса: новые основания для возвращения искового заявления, оставления его без движения, без рассмотрения, прекращения производства по делу Новеллы процессуальных сроков: увеличение срока рассмотрения дела в арбитражном суде; увеличение срока дачи замечаний на протокол судебного заседания; новые особенности исчисления, восстановления и приостановления процессуальных сроков в судах общей юрисдикции; продление срока рассмотрения дела Изменения института судебного решения: новые требования к содержанию; разъяснение решения суда; отсрочка или рассрочка исполнения решения суда, изменение способа и порядка его исполнения; исправление описок и явных арифметических ошибок;

Закон о процессуальной реформе приняли, но когда он вступит в силу, пока непонятно

Депутаты не поддержали отмену мотивировок и запрет на договорную подсудность.

Подведомственность упразднили, а пороговые суммы для упрощенного судопроизводства увеличили. Сегодня Дума на пленарном заседании приняла в третьем чтении закон, который вносит поправки во все процессуальные кодексы. Проект процессуальной реформы был предложен Верховным судом и вызвал бурные обсуждения в юридическом сообществе.
Поправок много, но когда они вступят в силу пока неизвестно: дату приурочили к дню начала работы кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции. А когда они заработают, пока непонятно.

Пленум должен назначить дату не позже 1 октября 2020 года. Больше всего юристов возмутило предложение об отмене мотивировочной части судебного решения. Верховный суд ссылался на загруженность судей и предлагал оставить мотивировки лишь для некоторых категорий дел.

После критики профессионального сообщества, Верховный суд внес поправки и расширил список дел, по которым должны были остаться мотивировки. Но депутаты поддержали юристов: в принятом тексте закона структура судебных решений останется без изменений. Дел, по которым суды смогут не составлять мотивировки, все-таки станет больше: увеличили пороговые суммы для упрощенного судопроизводства в АПК: для индивидуальных предпринимателей в 400 тысяч рублей, для юридических лиц — 800 тысяч рублей.

В приказном по производстве по АПК тоже увеличили сумму требования — 500 тысяч рублей, как В ГПК.

Не вошли в окончательный текст закона и положения о запрете изменения договорной подсудности. А вот термин «подведомственность» упразднили вместо него во всех кодексах и других законах напишут «компетенция».

Установили новое правило передачи дел по подсудности из одного суда в другой.

Если в ходе рассмотрения дела выяснилось, что спор не подлежит рассмотрению данным судом, то суд не будет прекращать производство по делу, а направит в другой суд в соответствии с подсудностью. Внесли поправки в статью 25 АПК «Порядок разрешения заявленного отвода».

Процессуальная реформа Верховного Суда

29 ноября 2020 Александр Латыев, ИНТЕЛЛЕКТ-С: «Из документа были исключены некоторые наиболее одиозные его положения, однако часть из них сохранилась».

29.11.2018 | | Глеб Кузнецов Эксперты «АГ» оценили то, как изменился финальный текст закона в сравнении с первоначальной версией. В частности, из проекта поправок исключены положения о необязательности мотивировки судебных решений, создании института поверенных и о запрете изменения договорной подсудности. 28 ноября Владимир Путин подписал закон о реформе процессуального законодательства, которым внесены изменения в АПК, ГПК и КАС, а также в иные законодательные акты.

Закон, проект которого был разработан Верховным Судом, направлен на совершенствование судебной системы, унификацию правил судебного разбирательства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах. Закон вступит в силу с момента начала деятельности апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции, закон о создании которых был подписан ранее в этом году.

Законом введено требование о наличии высшего юридического образования для представителей сторон в суде при ведении гражданских и арбитражных дел, за исключением дел, подлежащих рассмотрению в мировых или районных судах. Вносятся также изменения, согласно которым повышается порог исковых требований по арбитражным делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства: до 400 тыс.

руб. для ИП и до 800 тыс. руб. для юрлиц. Порог цены иска по гражданским и арбитражным делам приказного производства устанавливается в пределах 500 тыс.

руб. Также законом устанавливаются дополнительные идентификационные требования к ответчикам и требования к оформлению исполнительных листов. Из процессуальных кодексов исключено понятие «подведомственности»: применительно к разграничению полномочий судов общей юрисдикции и арбитражных судов установлено правило передачи дел по подсудности из одного суда в другой. Расширен перечень дел, подлежащих рассмотрению в порядке административного судопроизводства.

К ним отнесены дела

Процессуальная революция: пять важных изменений

28 ноября 2020 г. был принят , который вносит ряд крупных поправок в процессуальное законодательство. Изменения настолько значительные, что юристы уже прозвали закон «процессуальной революцией».

5 самых важных аспектов процессуальной реформы рассмотрим в этой статье. Принятый закон № 451-ФЗ вносит изменения в Арбитражный процессуальный кодекс, а именно в ч. 3 ст. 59. Согласно новой редакции этой статьи представлять интересы стороны в арбитражном процессе смогут только адвокаты и иные лица, которые имеют высшее юридическое образование или ученую степень по юридической специальности.

Также в новой редакции перечислены те, на кого требование о высшем юридическом образовании не распространяется.

К ним относятся арбитражные управляющие, патентные поверенные, представители профсоюзов. Стоит отметить, что перечень не является закрытым.

К законным представителям, например, к руководителю организации, требование о наличии юридического образования или ученой степени также предъявляться не будут. Аналогичное требование к представителям теперь будет предъявляться и в гражданском процессе (новая редакция ст. 49 ГПК РФ). Необходимо отметить, что норма о профессиональном представительстве не новшество для России.

Ранее такая практика уже была применена в Кодексе административного судопроизводства (КАС), где представителями могут являться только лица, имеющие высшее юридическое образование. Нормы КАС о представительстве также планируют дополнить лицами, имеющими ученую степень по юридической специальности, чтобы расширить круг представителей.

Если ранее в арбитражном суде представителями в большей части и были юристы, то, что касается гражданского процесса, такая норма сделала бы судопроизводство менее доступным для граждан. Поэтому, законодатель, учитывая особенность разбирательств по гражданским делам, предъявляет требование к профессиональному представительству только начиная с кассационной инстанции.

Новые суды и «процессуальная революция»: как прошла судебная реформа

2020 год запомнится двумя важнейшими для всей судебной системы законами.

Мировых и районных судов нововведения по представительству не коснутся.
Первый – о создании новых кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции. Второй – «процессуальная революция», которая внесла множество изменений во все основные кодексы.

Их принятие подвело черту под масштабной судебной реформой в России.

В октябре 2017 года Пленум Верховного суда предложил так называемую процессуальную революцию – масштабный пакет поправок в процессуальные кодексы. Спустя несколько месяцев законопроект поступил на рассмотрение в Госдуму, где пробыл почти девять месяцев. За это время инициатива претерпела значительные изменения.Важные этапы процессуальной реформыОктябрь 2017 года.

Пленум ВС представляет проект процессуальной реформы.

Среди новелл – отказ от мотивировочных частей решений по целому ряду дел, профессиональное представительство в судах и увеличение числа дел, рассматриваемых в упрощенном порядке.Февраль 2020 года.

Законопроект поступает на рассмотрение в Госдуму.

Федеральная палата адвокатов и Совет по правам человека выступают с критикой: им не нравится норма об отказе от «мотивировок».Апрель 2020 года. Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству дает законопроекту «зеленый свет».

Председатель комитета Павел Крашенинников обращает внимание, что норма о «мотивировках» требует серьезного обсуждения. Критике подвергаются и другие положения реформы.Май 2020 года. вносит в Госдуму поправки в «процессуальную революцию».

Они расширили список решений, мотивы которых придется разъяснить. При этом председатель ВС тогда заявил: этот перечень может быть пересмотрен в будущем.Июнь 2020 года. Законопроект проходит первое чтение, но еще без поправок.

Спустя неделю рабочая группа предлагает сразу несколько серьезных поправок в реформу. Эксперты сходятся во мнении, что норма об отказе от мотивировок для реформы не нужна. От новеллы о профпредставительстве в судах решено не отказываться, но и ее смягчают.20 сентября 2020 года.

Процессуальная реформа – 2020 заработала

С 1 октября 2020 года вступили в силу изменения в ГПК, АПК и КАС, которые были разработаны в связи с процессуальной реформой. Новые нормы касаются вопросов, какой порог установить для упрощенного производства, когда в суде понадобится диплом юриста и других.

В начале 2020 года ВС РФ заявлял законопроект № 383208-7 и предлагал изменить некоторые правила в процессуальных кодексах. Цель данной процессуальной реформы – унификация и оптимизация процедур и правил, которые применяются в разрешении споров.

В пояснительной записке ВС привел статистику. Он указал на количество дел, которые рассматривают суды общей юрисдикции. Растет нагрузка и финансовые затраты на правосудие.

Чтобы решить проблемы, которые встают перед судебной системой, необходимы:

  1. развитие упрощенной формы судопроизводства;
    • развитие упрощенной формы судопроизводства;
    • расширение институтов профессионального представительства и досудебного (внесудебного) урегулирования споров;
    • совершенствование порядка извещения участников производства.
  2. совершенствование порядка извещения участников производства.
  3. расширение институтов профессионального представительства и досудебного (внесудебного) урегулирования споров;

Законодатель одобрил процессуальную реформу, которую предложил ВС.

28 ноября 2020 года издали закон о реформе процессуального законодательства, а 1 октября 2020 года поправки вступили в силу ( ).

Часть поправок носит общий характер, другие касаются конкретных норм. В июле 2020 года ВС РФ издал два постановления с разъяснениями о процессуальной реформе.

С 1 октября 2020 года учитывайте изменения, которые в рамках процессуальной реформы появились в ГПК, АПК, КАС.

Понятие подведомственности заменили на компетенцию и право рассмотрения (п.

3 ст. 6 закона № 451-ФЗ). Заявитель может ошибиться и подать документы в суд, который не обладает полномочиями рассматривать дело.

В результате:

  1. возникают споры о подведомственности.
  2. появляется риск пропустить срок для защиты права,
  3. истец тратит время,

Чтобы решить проблему, у судов появилось право передать дело для рассмотрения в другую судебную подсистему (, , ). В рамках процессуальной

Процессуальная реформа с 1 октября 2020 года – обзор изменений законодательства

С 1 октября 2020 года в России начинают действовать новые нормы процессуального законодательства, причем поправки коснулись всех видов судопроизводства. Поэтому актуальные изменения не зря называют реформой.В статье рассмотрим, как будет реализовываться на практике процессуальная реформа, как судиться по ГРК и АПК с 1 октября 2020 года, что изменилось и какой возможен эффект.28 ноября 2020 года президентом был подписан ФЗ-451, вносящий ряд существенных изменений в процессуальные кодексы.

В этот же день закон опубликован на официальном портале нормативных актов. Вступит в силу закон в соответствии с установленными им же правилами, с 1 октября 2020 года. Именно эту дату пленум Верховного суда РФ определил в качестве начала деятельности новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции (что в соответствии с законом и является датой начала действия федерального закона №451).

Таким образом стартовала процессуальная или судебная реформа 2020 года.Реформа процессуального законодательства в 2020-2020 годах затронет разные этапы судопроизводства. Например, теперь представителями в гражданском и арбитражном процессах могут быть только граждане с высшим юридическим образованием или ученой степенью (соответственно, по юриспруденции).Кого не коснется это требование:

  1. законных представителей (родителей, руководителей юридических лиц).
  2. представителей при рассмотрении дел в гражданском процессе в мировых и районных судах;
  3. патентных поверенных в ряде споров: об охране результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации;
  4. арбитражных управляющих в делах о признании должников неплатежеспособными (банкротами);

Спорное нововведение касается расширения информации об ответчике, указываемой в исках в гражданском и арбитражном процессе. В документе теперь необходимо будет в отношении гражданина указать один из следующих идентификаторов:

  1. СНИЛС;
  2. идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
  3. регистрационный

Реформа процессуального законодательства 2020

Последнее обновление: 19.06.2018 Государственная дума 13 июня приняла в первом чтении масштабный законопроект Верховного суда РФ, направленный на модернизацию процессуального законодательства.

Поправки, вносимые в ГПК, АПК, КАС и другие законодательные акты, прежде всего, направлены на сближение подсистем судов общей юрисдикции и арбитражных судов

«посредством унификации и оптимизации процедур и правил, применяемых при разрешении споров и иных юридических дел»

.Законопроектом, в частности, предусматривается развитие упрощенной формы судопроизводства. Так, цену исковых требований о взыскании денежных средств по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, предлагается увеличить до 500 000 руб.

в судах общей юрисдикции и до 1 млн руб.

в арбитражных судах.Предлагается расширить перечень дел, по которым суд может не составлять мотивированное решение.

При этом выделяются определенные категории значимых дел, по которым составление мотивированного решения всегда будет обязательным. К ним отнесены дела, связанные с защитой прав детей, о выселении граждан из жилых помещений без предоставления других жилых помещений, о защите прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о защите пенсионных прав, о банкротстве, по корпоративным спорам, дела, относящиеся к подсудности Суда по интеллектуальным правам, и некоторые другие.Уже после внесения законопроекта в Госдуму Верховный суд предложил существенно расширить перечень дел, решения по которым всегда должны изготавливаться в полном объеме. В список добавлены дела, возникающие из трудовых (служебных) отношений, о разделе между супругами совместно нажитого имущества и об определении долей супругов в таком имуществе, о компенсации морального вреда и о защите деловой репутации, о прекращении права общей долевой собственности, об устранении препятствий в пользовании недвижимым имуществом, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об освобождении имущества от ареста (исключении из описи), о взыскании страхового возмещения и о возмещении ущерба, причиненного имуществу.

Принят закон о реформе процессуального законодательства

Сегодня Государственная Дума приняла в окончательном третьем чтении один из наиболее важных законопроектов в рамках проводимой судебной реформы — проект федерального закона № 383208-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» о реформе процессуального законодательства. Председатель Комитета ГД по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников отметил, что 2020 год ознаменовался проведением судебной реформы – реформы судоустройства и судопроизводства. С начала года на рассмотрении Комитета находилось около 30-и законопроектов по данной тематике, число которых практически не менялось за весь период, поскольку перечень уменьшался за счет принятых и пополнялся за счет вновь вносимых проектов.

В целях работы над этими законопроектами по распоряжению Администрации Президента РФ в июне 2020 года была создана Рабочая группа по совершенствованию законодательства о судоустройстве и процессуального законодательства. В состав Рабочей группы вошли представители Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, представители Государственно-правового управления Президента РФ, Верховного Суда, Генеральной Прокуратуры, Министерства юстиции, Совета Федерации, МГУ им. Ломоносова, МГЮА им. Кутафина, УрГЮУ.

В настоящее время принято около полутора десятков федеральных законов в рамках судебной реформы. Основной из них – Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 N 1-ФКЗ, согласно которому в системе судов общей юрисдикции создаются обособленные надрегиональные апелляционные и кассационные суды, не связанные рамками административно-территориального деления РФ (по аналогии с арбитражной системой).

До 1 октября 2020 года будет создано 5 апелляционных и 9 кассационных судов, а также 1 апелляционный военный суд и 1 кассационный военный суд.

Новые суды будут рассматривать дела в качестве апелляционной и кассационной инстанции соответственно.