Правовое режим имущества государственного унитарного предприятия в беларуси диплом

Оглавление:

Сравнительно-правовая характеристика унитарного предприятия как вида юридического лица в Республике Беларусь и Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»


УДК 347. 191 Королева Надежда Леонидовна магистр юридических наук Nadezhda L.

Koroleva master of jurisprudence СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ВИДА ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ THE COMPARATIVE AND LEGAL CHARACTERISTIC OF THE UNITARY ENTERPRISE AS TYPE OF THE LEGAL ENTITY IN REPUBLIC OF BELARUS AND THE RUSSIAN FEDERATION Аннотация.

В статье автор предпринимает попытку дать сравнительно-правовую характеристику унитарному предприятию как юридическому лицу в Российской Федерации и Республике Беларусь и решить некоторые насущные проблемы относительно деятельности предприятий. Проанализированы характерные особенности правового обеспечения унитарных предприятий, что особенно актуальным становится в свете внесения изменений в Закон Республики Беларусь «О хозяйственных обществах», в частности, появления возможности создания общества с ограниченной ответственностью (далее — ООО) с одним участником. Ключевые слова. унитарные предприятия, юридические лица, имущество, предприятие, кредитор, юридический адрес, банкротство, индивидуальный предприниматель.

Annotation: In article the author makes an attempt to give the comparative and legal characteristic to the unitary enterprise as to the legal entity in the Russian Federation and Republic of Belarus and to solve some pressing problems concerning activity of the enterprises. Characteristics of legal support of the unitary enterprises are analysed that to become especially actual in the light of modification of the Law of Republic of Belarus «About economic societies», in particular, emergence of possibility of creation of limited liability company (further — open company) with one participant.

Keywords: unitary enterprises, legal entities, property, enterprise, creditor, legal address, bankruptcy, individual entrepreneur. Унитарное предприятие (далее — УП) как вид юридического лица является для Республики Беларусь и Российской Федерации наследием государственной формы собственности СССР.

Тема: Гражданско-правовое положение государственного и муниципального предприятия

С О Д Е Р Ж А Н И Е На современном этапе развития рыночной экономики роль предприятий как субъектов гражданского права идет на убыль. Их место занимают хозяйственные общества и товарищества.

Но это вовсе не означает полного исчезновения предприятий из гражданского оборота.

В определенных областях рыночной экономики они остаются необходимой организационно-правовой формой предпринимательской деятельности, осуществляемой прежде всего государством.

Конституция Российской Федерации в новых экономических условиях закрепила равенство частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (п.2 ст.8). Безусловно, что отношения государства и собственности составляют приоритетное направление реализации экономической функции государства, определяют развитие общества и государственности.
Экономически эффективное использование государственного имущества является одной из основополагающих задач различных ветвей власти.

Несомненно, что в настоящее время принятие управленческого (экономического характера) решения без должного юридического «фундамента» нецелесообразно.

Определенный юридический «багаж» стал неотъемлемой частью экономических знаний. В связи с этим унитарные предприятия сегодня являются особым видом коммерческих организаций: единственной организационно-правовой формой, в рамках которой могут действовать только государственные и муниципальные предприятия, а также единственной организационно-правовой формой, в рамках которой юридические лица не обладают правом собственности на закрепленное за ними имущество.

По отношению к государственным и муниципальным унитарным предприятиям государство в лице своих органов выступает в различных ролях. С одной стороны, государство в лице Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и других органов, обладающих нормотворческими полномочиями, играет роль регулятора общественных отношений с участием в том числе и унитарных предприятий. С другой стороны,

Правовой режим имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий

Е.Ф.Мосин Адвокат Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов, доцент кафедры права предпринимательской деятельности СПбГУП Телефон (812) 177-0635 E-mail: Интернет: www.rcom.ru/mosin Согласно Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, одобренной (в ред.

от 29.11.2000; далее — Концепция), в стране

«назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом, усиления государственного контроля и регулирования в государственном секторе экономики»

().

Еще в 1999 году () признала, что «предусмотренные гражданским законодательством организационно-правовая форма унитарного предприятия и институт права хозяйственного ведения имеют ряд отрицательных свойств». В числе недостатков были названы такие, как, например, несвязанность руководителей унитарных предприятий «необходимостью согласовывать свои решения с собственником имущества (за исключением вопросов распоряжения недвижимым имуществом)»; то, что «трудовое законодательство, эффективно защищая права руководителей, создает значительные трудности для применения к ним мер ответственности за результаты деятельности предприятия»; что «порядок взаимодействия различных государственных органов между собой при осуществлении полномочий собственника в отношении имущества унитарных предприятий должным образом не регламентирован».
Было отмечено также, что

«нормативно-правовая база, определяющая цели и задачи создания унитарных предприятий, а также порядок их функционирования, недостаточна»

.

Одним из результатов реализации целей и задач, поставленных Концепцией, явилось то, что 3 декабря 2002 года вступил в силу (далее — Закон), определяющий в соответствии с правовые положения государственных и муниципальных унитарных предприятий (далее также — унитарное предприятие или предприятие), права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарных предприятий (). Согласно унитарным предприятием признается

Профессионально об актуальном: Унитарное предприятие – субъект и объект гражданских правоотношений

/ / Новости PRAVO.BY 25.06.2020 Согласно ст.

1 юридические лица Республики Беларусь являются участниками регулируемых гражданским законодательством правоотношений. Государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, что закреплено в статье 13 Конституции Республики Беларусь. Одной из правовых форм коммерческих организаций является Унитарное предприятие.

Основным отличительным признаком унитарного предприятия является то, что имущество, используемое таким предприятием для осуществления коммерческой деятельности, не является собственностью предприятия, а закреплено за ним собственником на праве оперативного управления или хозяйственного ведения. В гражданских правоотношениях Унитарное предприятие может быть как субъектом, так и объектом гражданского оборота. Участвовать в гражданском обороте как субъект унитарное предприятие может с момента возникновения у него правоспособности, а правоспособность согласно п.

3 статьи 45 Гражданского кодекса Республики Беларусь возникает в момент создания юридического лица, а государственного юридического лица, положение о котором утверждено актом законодательства, возникает с момента вступления в силу акта законодательства, предусматривающего образование (создание) такого юридического лица, если иное не предусмотрено этим актом. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь (п.

2 статьи 47 ГК). Правовое положение унитарного предприятия как участника гражданского оборота: формы, порядок участие унитарного предприятия в гражданском обороте, объем полномочий предприятия и органов его управления зависит от того на каком вещном праве основано предприятие. Унитарные предприятия в Республике Беларусь учреждаются: по решению Правительства Республики Беларусь, на базе имущества, находящегося в

Правовое регулирование создания юридического лица

лица Глава 2. Способы образования юридического лица Глава 3.

Порядок образования юридического лица .1 Выбор организационно-правовой формы .2 Индивидуализация юридического лица .3 Формирования уставного фонда и проблемные вопросы в законодательстве .4 Подготовка учредительных документов 3.5 Государственная регистрация юридических лиц 3.6 Изготовление печати .7 Получение необходимых документов из инспекции Министерства по налогам и сборам для открытия расчетного счета .8 Открытие расчетного счета в банке Заключение Список использованных источников ВВЕДЕНИЕ Право всегда существовало не только для отдельных лиц, но и для целых социальных союзов (род, семья, государство и т.д.). Гражданское право знает два вида субъектов прав: физические и юридические лица.

Назначение юридических лиц в обществе — быть формой организации совместной деятельности людей.

Юридическое лицо позволяет объединить множество усилий физических лиц в волю одного лица. В современном гражданском законодательстве организации граждан являются основной правовой формой совместной деятельности людей, поскольку для достижения своих целей (хозяйственных, общественных и т.д.) физические лица объединяются в организации.
В результате осуществления в последние годы широкого комплекса мер по разгосударствлению и приватизации в Беларуси привело к тому, что была преодолена монополия государственной собственности практически во всех сферах народного хозяйства, частная собственность превратилась в одну из основных форм собственности в белорусской экономики, закреплено многообразие форм собственности, установились новые формы хозяйствования, утверждены новые формы организации экономической деятельности (акционерные общества, товарищества, благотворительные и иные общественные фонды и так далее) и т.д.

В связи с этим потребовались радикальные изменения в правовой основе экономической деятельности.

Был принят ряд правовых актов, определяющих принципиальные основы экономических отношений при переходе к рыночным методам

Унитарное предприятие и его правовое положение

Гражданское право » Бизнес Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия (ст. 113 ГК). Особенности унитарного предприятия:

  • фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника имущества;
  • имущество принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
  • оно не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
  • унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом;

Собственник имущества не отвечает по долгам предприятия, за исключением казенного предприятия, по обязательствам которого отвечает казна.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы государственные (республиканские или коммунальные) унитарные предприятия либо частные унитарные предприятия.

Учредительным документом унитарного предприятия является устав, который утверждается собственником имущества либо уполномоченным им органом и является гарантией защиты интересов кредиторов унитарного предприятия. Устав предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, утверждается учредителем предприятия, а устав унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (казенного предприятия), утверждается Правительством Республики Беларусь.

Устав уни­тарного предприятия должен содержать, кроме общих сведений, также данные о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования (п. 1 ст. ИЗ ГК). Следовательно, правоспособ­ность унитарного предприятия является специальной.

Унитарные предприятия не могут осуществлять любые виды деятельности, они должны заниматься только теми видами хозяйственной деятельности, которые определены их собственником в уставе.

Правовое режим имущества государственного унитарного предприятия в беларуси диплом

— — Так, в случае реорганизации предприятия, если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного унитарного предприятия, вновь возникшие унитарные предприятия несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного унитарного предприятия перед его кредиторами пропорционально доле перешедшего к ним имущества (прав) реорганизованного унитарного предприятия, определенной в стоимостном выражении.

По обязательствам своих казенных предприятий собственник также несет субсидиарную ответственность при недостаточности их имущества. Необходимо обратить внимание, что законодатель говорит о возможности привлечения собственника к субсидиарной, а не солидарной ответственности, поскольку унитарное предприятие является хозяйствующим субъектом, которое самостоятельно должно отвечать по своим обязательствам.

Порядок ликвидации унитарного предприятия определяется ГК РФ, Законом об унитарных предприятиях и иными нормативными правовыми актами. Унитарное предприятие может быть ликвидировано как в добровольном (по решению собственника его имущества), так и в принудительном порядке. Унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества в случае истечения срока, на который создано предприятие, в связи с достижением цели, ради достижения которой оно создано, либо по иным основаниям.

Рекомендуем прочесть:  Знак стрелка вниз в ворде

Согласно пункту 4 статьи 35 Закона об унитарных предприятиях в случае принятия решения о ликвидации унитарного предприятия собственник его имущества назначает ликвидационную комиссию. Гражданский кодекс Республики Беларусь предусматривает, что предприятие не отвечает по обязательствам учредителя, а учредитель предприятия не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случая, когда экономическая несостоятельность (банкротство)

Правовой режим имущества унитарного предприятия

 Эффективное управление государственной и муниципальной собственностью в современной России является необходимой составляющей института государственного и муниципального управления, развивающегося под влиянием тенденций расширения негосударственного сектора экономики, популяризации государственно-частного партнерства, приватизации государственных и муниципальных организаций.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами унитарного предприятия.

В таких условиях актуальный характер и особое значение приобретает выбор оптимальных форм участия публично-правовых образований в названных процессах, одной из которых выступает организационно-правовая форма унитарного предприятия, которая не является новой для отечественного законодателя. Основу нормативной правовой базы, определяющей сущность и специфику режима имущества унитарного предприятия, составляет Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ

«О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

, часть 1 статьи 2 которого содержит легальное определение унитарного предприятия, под которым законодатель признает коммерческую организацию, не наделенную правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником [1]. Из указанного определения очевидны признаки унитарного предприятия, определяющие особенности режима его имущества.

Во-первых, законодатель прямо определяет унитарное предприятие как разновидность коммерческой организации. Данная норма находит свое отражение и в пункте 2 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Анализируя положения статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, классифицирующей все организации в зависимости от целей их деятельности, на организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, которые законодатель определяет как коммерческие организации, либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели

Диплом на тему Государственные унитарные предприятия как организационно правовая

Работа добавлена на сайт bukvasha.ru: 2013-09-14 Заказать написание уникальной работы МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНСТИТУТ, ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ФИЛИАЛ Кафедра Гражданского права Дипломная работа на тему: «Государственные унитарные предприятия, как организационно-правовая форма предпринимательской деятельности» Выполнила: ­­­ ­­­­________________ Проверила: ­­­ ­­­­________________ Набережные Челны, 2003 г. Оглавление «1-3» Введение. 4 1.

Правовая природа государственного унитарного предприятия. 6 1.1. Эволюция законодательства о государственных унитарных предприятиях 6 1.2.

Понятие и признаки государственного унитарного предприятия. 12 1.3. Государственная собственность как основа возникновения унитарного предприятия. 28 2. Виды государственных унитарных предприятий.

40 2.1. Государственное унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения 40 2.2.

Федеральное казенное предприятие. 48 2.3 Управление государственным унитарным предприятием. 69 Заключение. 84 Список литературы.

86 Нормативная база. 86 Учебная и методическая литература.

89 В настоящее время российское государство поставлено перед необходимостью решения новых проблем экономического страны.

Это означает поиск источников внутренних резервов, и повышении эффективности работы традиционных отраслей государственного сектора, укрепления доверия партнеров.

Унитарные предприятия

Содержание Внедрение высокоточных и емких технологий, реализация крупных проектов требуют огромных материальных затрат.

Решить такого рода задачу в условиях рыночных отношений можно путем объединения капиталов самих участников рыночных отношений. Появление коллективных образований, называемых юридическими лицами, обусловлено их возможностью быстро концентрировать в значительном количестве капитал, что не под силу одному физическому лицу.

В свою очередь, концентрация капитала у коллективных образований способствует более быстрому внедрению новых технологий реализации крупных проектов, то есть тому, что может быть осуществлено коллективом. как юридические лица являются важнейшими субъектами хозяйствования, участвующие в рыночных отношениях.

вносят огромный вклад в экономику страны. В связи с этим последнее время к унитарным предприятиям уделяется большое внимание, о чем свидетельствуют имеющиеся теоретические и практические наработки в гражданском законодательстве.

Например, разрабатывается проект Закона «Об унитарных предприятиях» [17].

Целью своей курсовой работы я ставлю исследовать теоретическое понятие унитарного предприятия как юридического лица, рассмотреть практические наработки в гражданском законодательстве, относящиеся к унитарным предприятиям. Рассмотрение темы моей курсовой работы ставит следующие задачи: 1. Рассмотреть понятие, признаки и формы унитарных предприятий.

2. Рассмотреть порядок образование и учредительные документы унитарных предприятий.

3. Прекращение деятельности унитарных предприятий. В ходе написания курсовой работы мной использовались следующие методы: изучение литературы; обобщение материалов периодической печати; работа с нормативно-правовыми актами в области гражданского законодательства; изучение и обобщение нормотворческой деятельности органов государственного управления при регулировании вопросов касающихся унитарных предприятий.

Исходя из этого, я в большей мере опирался на научные источники

Роль и место унитарных предприятий в российском законодательстве

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 1.1 Место унитарных предприятий в современном законодательстве 1.2 Характеристика унитарных предприятий, их создание и реорганизация 1.3 Ликвидация унитарных предприятий ГЛАВА 2. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 2.1 Возникновение и прекращение права хозяйственного ведения и оперативного управления 2.2 Распоряжение имуществом унитарного предприятия ГЛАВА 3.

ПОЛНОМОЧИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ И СОБСТВЕННИКА ИМУЩЕСТВА УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 3.1 Права и обязанности собственника имущества унитарного предприятия 3.2 Ответственность унитарного предприятия и собственника имущества унитарного предприятия ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Актуальность темы исследования. На сегодняшний день можно сказать, что в России сложилась ситуация, когда судьба унитарных предприятий может быть решена по инициативе государственного органа без учета положительных сторон данного института и без решения негативных явлений, связанных с унитарными предприятиями. Тем не менее, такой подход нельзя назвать правильным, поскольку остались нерешенными вопросы о том, какие задачи способны выполнять только унитарные предприятия, можно ли их возложить на юридические лица иных организационно-правовых форм, без решения которых ликвидировать унитарные предприятия как вид юридических лиц нельзя.

Поэтому необходимо определить, каким должно быть правовое регулирование унитарных предприятий в Российской Федерации с тем, чтобы собственник имущества предприятий получал наибольшую выгоды от их функционирования, а унитарные предприятия могли выполнять возложенные задачи.