Охарактеризуйте процесс лицензирования как один из видов надзора

Охарактеризуйте процесс лицензирования  как один из видов надзора

Лицензионный контроль


1. проводится лицензирующим органом в целях проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, возможности выполнения им лицензионных требований и условий, а также проверки сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

2. Проверка лицензирующим органом указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений проводится путем сопоставления таких сведений со сведениями из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Лицензирующий орган получает соответствующую информацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. 3. К отношениям, связанным с проведением лицензирующим органом проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий и проверки соблюдения лицензиатом указанных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности, применяются положения Федерального закона от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»

.

Комментарий к статье 12 1. Целью разрешительного механизма государственного регулирования является установление особого государственного контроля за осуществлением таких видов деятельности, которые в силу присущих им особенностей сопряжены с обеспечением и реализацией наиболее важных публичных интересов, связаны с вовлечением в них неограниченного круга лиц, не участвующих в их осуществлении.

Лицензирование как раз и является способом государственного контроля, позволяющим преграждать дорогу в хозяйственный оборот предпринимателям, сомнительным в правовом и экономическом отношении.

Разрешительная система как метод деятельности государственной администрации

— обеспечение безопасности граждан, общества, государства. Дело в том, что многие виды общественно полезной деятельности (управление автомобилями, производство оружия и т.д.), если они осуществляются непрофессионально, без соблюдения необходимых правил, могут причинить большой вред обществу.

Поэтому ею могут заниматься только те, кто получил на это разрешение компетентного органа, без разрешения совершать такие действия нельзя.

Правовая основа разрешительной системы состоит из многих юридических актов разной юридической силы.

Ведущая роль здесь принадлежит Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности». Однако этот Закон не распространяется на внешнеэкономическую, образовательную, биржевую, природоохранную деятельность, а также отношения, возникающие в связи с использованием интеллектуальной собственности, и ряд других видов лицензируемой деятельности.

В этой связи вопросы лицензирования регулируются и другими федеральными законами. Правительство РФ утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности; определяет, какие федеральные органы исполнительной власти лицензируют конкретные виды деятельности; устанавливает, какие виды деятельности вправе осуществлять органы исполнительной власти субъектов РФ.

Очевидно, что включение любой деятельности в орбиту разрешительной системы означает ограничение свободы осуществлять ее.

Поэтому это должно делаться только на основании федерального закона.

[11] Д.Н. Бахрах отмечает, что в разрешительной системе можно выделить несколько главных элементов. Первый элемент — наличие относительного запрета. Он может быть прямо или косвенно закреплен правовой нормой. Чаще всего это делается косвенно: устанавливается, что заниматься определенной работой можно только при наличии разрешения на это.
Второй элемент — деятельность по выдаче разрешений, осуществляемая субъектами функциональной власти в отношении граждан, организаций, организационно им не подчиненных.

Для невластной стороны это означает получение разрешения.

Сертификация

Лицензирование — процесс получения специального документа «лицензия», который является официальным разрешением на предоставление определенных услуг, распространение определенных товаров или осуществления определенной деятельности. Необходимо понимать, что согласно законодательству РФ, осуществление вышеуказанной деятельности без предварительного оформления документа («лицензия») является противозаконным и влечет за собой соответствующее наказание.

Оформление лицензии (лицензирование) на определенные виды услуг и товаров — требование нашего правительства, которое подтверждается нормативными документами и Федеральным законом РФ.

Лицензирование (оформление документа «лицензия») — процесс, благодаря которому каждый житель нашей страны может быть уверен в качестве и безопасности продукции, на которую была оформлена лицензия, в этом и заключается главная цель лицензирования. Вот почему оформление лицензии — процесс, который нельзя переоценить. Лицензирование (оформление лицензии) — процесс несколько индивидуальный, ведь в зависимости от сферы деятельности и видов предоставляемых услуг, в РФ существует несколько видов лицензий.

Вот некоторые виды сфер, на осуществление деятельности в которых необходимо получить лицензию: — образовательная сфера; — медицинская сфера; — реализация алкогольной продукции; — проведение утилизации отходов; — предоставление банковских услуг.

Оформление лицензии (лицензирование) — процесс, при котором нужно всегда быть в курсе всех актуальных изменений в законодательстве и нормативных документах о сертификации. Например, с 2010 года вступили в силу изменения в законодательстве РФ — лицензия на некоторые сферы (строительная и аудиторская) стала неактуальная. Вот почему получить лицензию бывает достаточно непросто для людей, которые не являются профессионалами сертификационного дела.

Для того чтоб разобраться в нормативных документах

Государственная система лицензирования

7 75 0 11329 23 мая 2015 16:16 – это комплексные действия уполномоченных государственных органов, которые включает в себя мероприятия по предоставлению, продлению, приостановление и прекращению выдачи лицензий на тот или иной вид деятельности.

Поэтому, если нужно получить лицензию, стоит обращаться к людям знающим — так каждый сбережет время и финансы.
А также, это непосредственное регулирование и контроль за взаимодействием между участниками лицензионного процесса.Система государственного лицензирования строго регулируется на законодательном уровне различными федеральными законами, постановлениями и прочими нормативно-правовыми актами.

Данная система состоит из таких понятий как: — лицензируемый вид деятельности – деятельность, которая может осуществляться, только после того, как на неё будет получена лицензия; — лицензия – разрешительный документ, который выдаётся после прохождения необходимых мероприятий, имеет установленный вид и является подтверждением права на занятие лицензируемым видом деятельности; — требования лицензионные – комплекс условий, которые установлены настоящим законодательством, характеризующие тот или иной вид лицензируемой деятельности; — лицензируемые органы – государственные исполнительные органы, которые занимаются всеми вопросами процесса лицензирования в Российской Федерации; — держатель лицензий – физическое или юридическое лицо, которое получило право на использование лицензии для своего конкретного вида деятельности; — кандидат на лицензию – юридическое или физическое лицо, которое обратилось в государственные органы, предоставляющие лицензию, и желает пройти необходимые процедуры для получения специфического документа.

Органы, выдающие лицензию, используют ряд важных принципов: — обеспечение прав, интересов и защиты граждан, а также способствование безопасности государства; — способствование целостности экономического фона на территории государства; — формирование и усовершенствование списка видов деятельности, которые подлежат лицензированию; — открытость и доступность процесса лицензирования; — правовое регулирование лицензирования.

Рекомендуем прочесть:  Номера с буквами вор

Электронная библиотека

В целях упорядочения процесса рыночных отношений государство формирует соответствующее законодательство.

Основным законом является федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред.

от 4 декабря 2006 года №201-ФЗ). В соответствии со статьей 2 названного закона даются определения следующим понятиям: · лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю; · лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим федеральным законом; · лицензирование – мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании; · лицензионные требования и условия – совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности; · лицензирующие органы – федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с настоящим федеральным законом; · лицензиат – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;

Сущность лицензирования как вида административного производства

 Статья посвящена вопросу лицензирования как вида административного производства, проводится анализ научных статей разных авторов, рассматриваются вопросы административно-процессуальной основы лицензирования отдельных видов деятельности, приводятся стадии лицензирования. Ключевые слова: лицензирование, административный процесс, лицензионно-разрешительные правоотношения, лицензионно-разрешительное производство Анализ научных определений, данных разными авторами [2;3] понятию «лицензирование», позволяет сделать вывод о том, что лицензирование представляет собой сложное, многоаспектное правовое явление, которое может быть рассмотрено с различных позиций, в том числе и с процессуальных.

Как и всякая правовая процедура, лицензирование должно быть четко регламентировано процессуальными нормами, поскольку только в этом случае можно обеспечивать законность управленческой деятельности, соблюдение публичных интересов, прав и законных интересов соискателей лицензий и лицензиатов. Лицензионно-разрешительное производство обладает следующими чертами: а) носит государственно-властный характер; б) опосредовано нормами административно-процессуального права; в) имеет свои цели и задачи; г) направлено на достижение юридического результата — решение вопроса о правовом статусе субъекта лицензионной деятельности. Для лицензионно-разрешительного производства характерна своя специфика правоотношений.

Во-первых, субъекты правоотношений изначально неравноправны. Лицензионный орган занимает позицию не только контролирующей, но и имеет право вмешательства в деятельность хозяйствующего субъекта в целях приведения его деятельности в соответствие с нормативно установленными лицензионными требованиями и условиями.

Во-вторых, лицензионно-разрешительные правоотношения являются одной из существенных предпосылок и необходимым условием осуществления тех видов хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с действующим законодательством. Перечень видов

Система лицензирования – один из методов разрешительной политики государства

Система лицензирования устанавливает государственный контроль деятельности, способной нанести ущерб обществу, государству, людям, памятникам культуры, природе.

Во главе системы лицензирования стоит Правительство РФ, которое оставило за собой следующие права:

  1. определять показатели мониторинга эффективности системы лицензирования в России.
  2. утверждать типовую форму разрешительного документа — лицензии;
  3. принимать правовые нормативные акты, связанные с лицензированием;
  4. проводить утверждение положений о лицензировании во всех видах предпринимательства;
  5. назначать федеральные органы исполнительной власти, для проведения процедуры лицензирования конкретных видов деятельности, включая электронную форму предоставления документов для данной процедуры;

Система лицензирования предусматривает наличие лицензионного органа по конкретным видам деятельности.

К ним относятся центральные аппараты соответствующих федеральных структур и их территориальные органы или департаменты (отделы), уполномоченные региональной исполнительной властью.

Для каждого вида лицензируемой деятельности лицензионный орган определяется в Положении о лицензировании данной деятельности. Передача полномочий субъектам федерации должна быть законодательно предусмотрена.

Инициатором процедуры в системе лицензирования является соискатель на получение разрешения для осуществления предпринимательской или иной деятельности, если законом РФ предусмотрено получение специального разрешения. Вместе с заявлением соискатель подает определенный законом и Положением о лицензировании пакет документов.

Лицензионный орган ответственен за то, чтобы провести анализ информации, содержащейся в данной документации на подлинность, достаточность и достоверность.

Понятие, цели, задачи и критерии лицензирования

Стр 10 из 50 лицензирование — деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования; 1. Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается. 2. Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Итак, в качестве первого критерия законодатель рассматривает потенциальную возможность нанесения ущерба таким важным сферам деятельности общества и государства, как: — права, законные интересы и здоровье граждан.

Конституция РФ провозгласила

1. Понятие и сущность лицензирования деятельности

соблюдение законности при осуществлении лицензирования. ПБОЮЛ и юридическим лицам для занятия определенными видами деятельности необходимо наличие специального разрешения (лицензии).

Положения о лицензировании конкретных видов деятельности, порядок лицензирования, необходимые условия определяет Правительство РФ. В настоящее время правила лицензирования определяет Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изменениями от 18 июля 2009 г.).

В соответствии со статьей 2 этого закона лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, а лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, строго определен статьей 17 Закона № 128-ФЗ. Обратите внимание: в течение ближайших двух лет перечень видов деятельности, которые можно осуществлять только при наличии лицензии, будет сокращен.

Благодаря изменениям, которые внесены в Закон № 128-ФЗ Федеральным законом от 2 июля 2005 г. № 80-ФЗ с 1 января 2007 года лицензии не нужны больше, в частности, туроператорам и турагентам. Вид деятельности, на осуществление которого выдана лицензия, имеет право выполнять только лицо, получившее лицензию, и никакое другое.

Передача лицензии одним лицом (юридическим или физическим) другому не допускается.

Для получения лицензии предприятие должно предоставить необходимый набор документов в соответствующий государственный орган. Чтобы документы не потерялись, они должны сдаваться по описи, на которой проставляется отметка лицензирующего органа о приеме документов.

В представляемый набор должны входить следующие документы: – заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования и организационно-правовой

Основные понятия лицензирования

В Федеральном законе «О лицензировании» применяются следующие основные понятия:лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;лицензируемый вид деятельности — вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом;лицензирование — мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании;лицензионные требования и условия — совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;лицензирующие органы — федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с настоящим Федеральным законом;лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;соискатель лицензии — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;реестр лицензий — совокупность данных о предоставлении

Основные принципы лицензирования

несоответствие соискателя лицензии лицензионным требова­ниям и условиям.Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установ­ленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензиру­ющего органа в выдаче лицензии или бездействие лицензирующего органа.В том случае, если юридические лица образовались в результате законодательно установленного порядка преобразования, изменения его наименования или места его нахождения, то переоформление до­кумента, подтверждающего наличие лицензии, начинается с подачи заявления.

При переоформлении документа, подтверждающего нали­чие лицензии, лицензирующий орган вносит соответствующие изме­нения в реестр лицензий.