История административного права кратко

Оглавление:

История становления и развития административного права в России


В научной историко-правовой литературе весьма мало исследований, касающихся данной темы истории становления и развития административного права в России. Отдельные стороны вопроса оказались освещенными лишь в науке истории государства и права, где они традиционно рассматриваются для каждой исторической эпохи и периода развития государства и права обособленно.

Среди научных исследований, затронувших некоторые вопросы данной темы, следует назвать труды видных российских историков, таких как Н. М. Карамзин, В. Н. Татищев, М.

М. Щербатов, С. М. Соловьев и другие. В своих трудах они коснулись лишь внешней стороны развития государственного управления, наметив общее историческое развитие задач и форм управления. Кроме того, в ХVШ веке сочинения Волынского, Татищева, Посошкова, Абрамова, затрагивающие дела внутреннего управления, были достоянием узкого круга ученых и широкого обсуждения их исследования не получили.

Административное право является одной из древнейших и фундаментальных отраслей правовой системы. Оно имело и имеет большое общественное значение для жизнеобеспечения и регулирования отношений, складывающихся в обществе.

Современные условия способствуют обусловленности государственного управления с постановкой основной задачи — обеспечение согласованной, упорядоченной деятельности всех составляющих частей механизма исполнительной власти.

В своей совокупности механизм исполнительной власти представляет государственную администрацию с полномочиями реализации своих прав в масштабах России.

Органы исполнительной власти администрируют, то есть управляют экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества, обеспечивают практическую реализацию законодательных актов. Естественно, что их деятельность носит административный (управленческий, исполнительный, внесудебный) характер.

Краткая история развития административного права России

Ответы к экзамену по АП.

Сам термин «административное» происходит от латинского слова administration и означает руководить, управлять. Управление чаще всего воздействует на сам процесс жизненного бытия, затрагивая все сферы и механизмы общества.

1. Государственное управление – подзаконная , исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и практического руководства экономической, административно-политической и социально-культурной сферами жизни общества, когда осуществляется целенаправленное воздействие со стороны субъекта управления на управляемый объект с использованием имеющихся ресурсов, форм и методов.
Таким образом, сущность государственного управления заключается в целеноправленном воздействии со стороны субъекта управления на его объект.

Два подхода к государственному управлению. 1.Деятельность всех государственных органов.

2.Деятельность органов исполнительной власти. Основные характерные признаки государственного управления Анализируя государственное управление, можно выделить такие его особенности: — оно имеет второстепенный, подзаконный характер, поскольку государственное управление — это деятельность, направленная, в первую очередь, на выполнение и обеспечение выполнения законов.

Одновременно, для обеспечения выполнения законов органы государственного управления правомочны, в пределах своей компетенции, принимать акты государственного управления, которые по своей юридической силе являются подзаконными нормативными актами; — организующий характер проявляется в том, что государственное управление осуществляется путем объединения, согласования, координации, регулирования, контроля, а также с помощью властно-регулятивных и принудительных мер государства; — систематическая, непрерывная деятельность, направленная на сохранение социальной системы, ее укрепление и развитие. Государственное управление обусловлено самой сущностью общества, функционирует вместе с ним, направлено на обеспечение общества как самоуправляемой системы; — оно носит универсальный характер во времени и пространстве, то есть осуществляется постоянно в кругу, в котором функционируют человеческие коллективы; — субъекты государственного управления используют имеющиеся

Уголовное право, гражданское право

Страница 2 из 10 Свои истоки наука административного права берет в недрах науки камералистики, сформировавшейся в XVI-ХVII веках в Германии, Франции и некоторых других странах Европы.

Камералистика (или камеральная наука) — это наука об управлении, соединившая в себе представления ученых того времени о правилах управления в государстве, государственных финансах, экономике, хозяйстве.

Ее виднейшими представителями были Г. Обрехт, М. Оссе и другие.[1] В XVII—XVIII вв. в европейских государствах усиливается центральная власть и создается многочисленный полицейский аппарат, призванный оперативно и профессионально осуществлять борьбу с преступностью и охранять от нарушений общественный порядок.

Рост и усложнение административных дел и развитие полицейского законодательства сделали необходимой создание управленческой теории. Результатом этой назревшей потребности явилось создание так называемой науки о полиции, которая непосредственно предшествовала науке административного права и теории государственного управления. Основателями науки полицейского права считаются такие юристы, как И.

Г. Юсти и И. Зонненфельс. Они отграничили ее от других наук о государстве, в частности от внешней и финансовой политики.

Ее задачами стало исследование условий, ведущих к безопасности и благосостоянию государства.

В работах того времени под полицейской деятельностью понималась охрана публичного и гражданского порядка и прав граждан. Полицейская власть государства проявлялась в создании полицейского законодательства, в надзоре, в предупредительных мерах и полицейской юрисдикции.

В начале XIX в. начинается новый этап развития науки о государственном управлении. Учеными-государствоведами начала формироваться теория прав человека, от государства стало требоваться, чтобы оно признало неприкосновенность личного достоинства гражданина и его прав.

Прежней концепции «полицейского государства» пришла на смену концепция «правового государства», в котором гарантировалась свобода личности от произвола администрации.

Очерк истории становления и развития науки российского административного права (часть 1) Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Жеребцов Алексей Николаевич доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры административной деятельности органов внутренних дел Краснодарского университета МВД России (e-mail: Очерк истории становления и развития науки российского административного права (часть 1) В представленной части статьи рассматриваются понятие, предмет, объект, функции науки административного права, предлагаются методологические основы административно-правового исследования, система факторов, свидетельствующих о возникновении российской науки административного права.

Ключевые слова: история административного права, наука административного права, предмет науки, объект науки, функции науки, система науки, формирование науки. A.N. Zherebtsov, Doctor of Law, Assistant Professor, Professor of the Chair of Administrative Activity of Internal Affairs Agencies of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: Essay on the history of the formation and development of Russian administrative law science (part 1) In the present paper the author examines the notion, subject, object, functions of administrative law science, offers methodological bases of administrative-legal research, the system of factors attesting to the occurrence of the Russian science of administrative law.

Key words: history of administrative law, administrative law science, science target, science object, functions of science, science system, formation of science. Становление и развитие административно-правовой науки было обусловлено потребностями совершенствования управленческих отношений в обществе, реализации и защиты прав и свобод человека, ежедневно вовлеченного в многообразные государственно-управленческие отношения.

Без знаний эволюции развития научных представлений об административном праве, природе его возникновения как отрасли права, тенденций, свойственных этой отрасли и отдельным ее институтам, невозможно дальнейшее движение вперед в развитии и изучении данной юридической науки.

История развития административного права и административно-правовой науки

Стр 10 из 64Начало развитию науки административного права положилакамералистика-наука о финансах, экономике, хозяйстве, управлении (так называемая «старая камералистика»).

Корни этой старейшей науки уходят в XVI столетие. Повышенная потребность в финансах для содержания двора (государства), чиновничества и военных, а также развитие меркантильной экономической политики выступили главными причинами становления научных знаний и представлений в областях, изучаемых камералистикой.

Камеральная наука (которая считалась в ту эпоху также полицейской наукой) выработала свой инструментарий изучения управления, его структурную организацию и процесс совершенствования. Будучи политической по сути, камеральная наука, учитывала также учение об экономике и о государственных финансах.

На созданных теоретических основах возникла и новая наука административного права XIX столетия. С развитием управления в важную правовую отрасль постепенно превращалось и административное право. Оно вырабатывало свою терминологию и создавало специальные правовые нормы, систему категорий, устанавливало формы и методы деятельности.

Одновременно административное право представлялось и в качестве самостоятельной юридической дисциплины, которая стала предметом отдельной юридической доктрины.

В процессе дальнейшего развития камералистики происходило одновременное обособление входящих в нее дисциплин. Наиболее значимым в деле формирования самостоятельной науки административного права явилось выделениеиз камералистики полицейского права.

Главными представителями полицейской науки того исторического периода былиИ.

Юсти (1717-1771) и E. фон Зонненфельс, которые внес большой вклад в улучшение работы полиции, пенитенциарных учреждений и финансовой сферы.Обоснование принципа правового государства оказало воздействие и на понимание управления, которое обозначалось тогда термином «полиция».

2. Наука административного права.
Новое содержание понятия «полиция» было обусловлено проникновением в сферу управления новых знаний и вытекало из государственно-правовых представлений просветительской философии.

История развития науки в зарубежных странах и в России.

новая структура административного права, которая видоизменялась под воздействием нового административного законодательства.

Современное развитие науки административного права базируется на идее о том, что государство и общество не только взаимодействуют между собой, но и обслуживают друг друга (служат друг другу). Поэтому совершенствование административного права идет путем придания ему все более четких организационно-правовых форм и улучшения административных процедур.
Упомянутый ранее принцип «преимущества закона» (принцип законности или оговорки закона) — основополагающий для административного права, в сфере совершения административных действий все более распространяет свое действие на правовые области.

Аналогично странам Западной Европы наука российского административного права развивалась как наука полицейского права (наука о полиции), и ее зарождение относится к началу XIX в. В развитие российского полицейского права внесли заметный вклад многие исследователи: И.

Е. Андреевский, Э. Берендтс, Н.

Н. Белявский, П. Гуляев, В. Дерюжинский, В.

В. Ивановский, В. Н. Лешков, А. С. Окольский, М. К. Палибин, И. Т. Тарасов, И. Шеймин, М. М. Шпилевский.

На становление полицейского права значительное влияние оказало также развитие самой полиции и полицейских учреждений.

Административное право конца XIX — начала XX в., понимаемое в широком смысле, представляло собой учение о всей совокупности юридических норм, определяющих деятельность административных органов (т.

е. из предмета исследования исключались нормы о государственном устройстве, судебной деятельности и судоустройстве).

В начале советского периода (после 1917 г.) наука административного права стала формироваться по мере возникновения «советского» государственного управления и административного права как отрасли права, регулирующей управленческие отношения. При этом ϶ᴛᴏ развитие было противоречивым.

Можно выделить 4 этапа развития АП.(1 этап – власть децентрализована; 2 этап – эпоха военного коммунизма; 3 этап – 1921 г. создание органа – прокуратуры, попытки кодификации АП)

История развития административного права в России

 Административное правоПетров Илья Сергеевич Примерно с 1935 г. в России произошло разделение административного права на три крупные ветви: 1) административное право как наука – исследует закономерности развития административного права (работы теоретиков Козлова, Алехина); 2) административное право как учебная дисциплина – важнейшая составляющая юридического образования; 3) как отрасль права.

Поделитесь на страничке Из книги Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них автора Губанов Вячеслав Михайлович 12.1. Современные этнополитические процессы в России и перспективы их развития Современная общественно-политическая ситуация характеризуется сложными и неоднозначными процессами, одно из первых мест среди них занимают этнические.

С распадом СССР и образованием новых Из книги Экологическое право автора Сазыкин Артем Васильевич 1.

Понятие экологического права, история его развития и становления Экологическое право является одной из отраслей российского права. Оно регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия природы и общества в интересах человечества. Таким образом, под Из книги Страхование автора Скачкова Ольга Александровна 2.

История становления и развития страхования История страхования имеет глубокие корни.

В течение длительного времени люди объединялись для совместных действий по предотвращению опасности: укрупняли населенные пункты, строили крепости, предпринимали действия по Из книги Система государственного управления автора Наумов Сергей Юрьевич Глава 2. История государственного управления в России Из книги История военных судов России автора Петухов Николай Александрович Н.А.

Петухов История военных судов России Монография Предисловие Вниманию широкого читателя представляется первое углубленное исследование истории становления и развития военных судов в России. В условиях проведения современной судебно-правовой реформы и Из книги Шпаргалка по истории государства и права России автора Дудкина Людмила Владимировна 35.

История кодификации в России Первая попытка систематизировать правовые нормы в XVIII в.

История административного права в СССР

Рассматриваемый период развития административного права полностью связан с марксистско-ленинским видением управления государственными и общественными делами.

Переход управления отраслями производства к государству рассматривается как результат захвата власти пролетариатом, огосударствления всех сфер жизни, установления общественной собственности. Расширяются задачи и функции государства по управлению общественной жизнью и в процессе дифференциации наук, изучающих управление, появляется тенденция развития административного права на базе отрасли государственного управления.

Оно в тот период получает название «административное управление», а его предмет ограничивается определением совокупности мер по охране революционного порядка и безопасности.

Практически административное право превращается в право «милицейское».

Рядом контрреформаторских шагов российского правительства в ходе революций 1905-1907 годов и февраля 1917 года были сделаны значительные шаги назад, тормозившие поступательное развитие науки административного права. Вопросы государственного управления с первых дней существования Советской власти стали решаться и ВЦИК и СНК почти в равной мере. Большевики отвергли «буржуазные предрассудки» разделения властей и другие важнейшие принципы правового государства.

В стране установилась диктатура пролетариата. В структуру СНК, согласно декрета от 27 октября 1917 года, вошли наркоматы внутренних дел, земледелия, труда, по делам военным и морским, торговли и промышленности, народного просвещения, финансов, иностранных дел, юстиции, продовольствия, почт и телеграфов, по делам национальностей и железнодорожному транспорту.

Право по замене членов правительства, контролю за деятельностью комиссаров СНК было возложено на ВЦИК. В экстренных случаях (а подобных в годы гражданской войны было немало) СНК мог издавать декреты (законы) без предварительного их обсуждения во ВЦИК.

Последний утверждал лишь эти декреты, если они имели общегосударственное значение. Как правильно

История становления и развития административного права

Административное право, предметом которого является, прежде всего, исследование государственного влияния на общественные отношения, управление общественными делами, имеет продолжительную и давнюю историю.

Проблема управления публичными делами возникала на самых ранних этапах развития цивилизации.

Так, например, в Древнем Риме, Греции и Египте значительное внимание уделяли поддержанию порядка и обеспечению лояльности граждан, благоустройству, организации и содержанию войска, сооружению дорог и каналов и т.

п. Понятие «полиция» означало когда-то управление делами полиса — города-государства.

И лишь в последние три-четыре столетия это понятие становится тождественным определению специализированной службы общественного порядка и внутренней безопасности.

В пору абсолютизма управление общественными делами сосредоточивалось в руках правителя, воля которого была законом, а действия не ограничивались никакими административными предписаниями.

Предмета науки административного права, как и ее самой, еще не существовало, как не существовало сформированной системы распределения властей, а также административно-правового порядка, в рамках которого были бы установлены правовым путем субъективные права индивидуумов по отношению к государственной власти.

Считается, что начало развития науки административного права положила наука о финансах, экономике и хозяйстве, которая возникла в Австрии и Германии в XVII в. и называлась «камералистикой».

Камеральная наука, которая была в ту пору и полицейской также, разработала собственный инструментарий для изучения управления, его структуры и т.

п. В университетах начинают штудирование курса камеральных наук, в состав которых включали цикл административных и экономических дисциплин. Учение камералистов связывалось с управлением при помощи совещательных органов, которые на протяжении XVIII-XIX вв.

в Германии превращаются в министерства, коллегиальная форма управления в которых уравновешивала определенным образом централизацию политической власти.

Краткая история развития административного права России

 Административное правоПетров Илья Сергеевич Развитие административного права России было долгим, зависело от политических, социальных, экономических и культурных факторов в каждый конкретный период времени.Зародилось административное право еще в племенах восточных славян: вождь регулировал все правоотношения. Позже стали играть свою роль советы старейшин, вечевые собрания, служители культа.

С появлением великого государства – Киевской Руси – главной задачей стало объединение законов и унификация их на всей ее территории. Государственное управление усложнялось, расширялись сферы управления, и для решения новых задач требовалось построение новой законодательной базы.В период с IX по XIV вв. управление государством происходило на основе обычаев и традиций управления, закрепленных в «Русской Правде»: использовалась десятичная система управления; с XII по XV вв.

– дворцово-вотчинная система (это одна из предпосылок развития территориального управления). В следующем периоде – XV–XVIII вв. – начали формироваться зачатки административного права централизованного государства.При абсолютной монархии началось распространение полицейского права.

Накопилось множество законодательных актов, требующих систематизации и кодификации (зачатки правовых институтов). В XIX–XX вв. полицейское право закрепилось законодательно. После революции 1917 г. возникло Советское административное право; впоследствии зародилась и укрепилась командно-административная система управления.Советский период можно назвать разноплановым.

Административная система менялась кардинально: от сталинских противоправных репрессий до принятия в 1980 г. Основ законодательства СССР, в 1984 г. – Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.После смены формы государства главным принципом управления стало разделение властей, а административное право снова оказалось самостоятельной отраслью права.Административное право в России развивалось в контексте исторических событий и изменения государственного устройства.

Сегодня проводится акция — консультация юристов и адвокатов 0 — рублей.

успейте получить ответ бесплатно→

Настоящая Политика конфиденциальности персональных данных (далее – Политика конфиденциальности) действует в отношении всей информации, которую сайт http://online-sovetnik.ru, (далее – Онлайн Советник) расположенный на доменном имени http://online-sovetnik.ru (а также его субдоменах), может получить о Пользователе во время использования сайта http://online-sovetnik.ru (а также его субдоменов), его программ и его продуктов.1. Определение терминов1.1 В настоящей Политике конфиденциальности используются следующие термины:1.1.1. «Администрация сайта» (далее – Администрация) – уполномоченные сотрудники на управление сайтом http://online-sovetnik.ru, которые организуют и (или) осуществляют обработку персональных данных, а также определяет цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.1.1.2.

«Персональные данные» — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному, или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).1.1.3. «Обработка персональных данных» — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.1.1.4. «Конфиденциальность персональных данных» — обязательное для соблюдения Оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.1.1.5.