Евдокимов вячеславборисович и конституционная закоконность в россии

Оглавление:

Рецензия на книгу «Конституционная законность и единство правового пространства в Российской Федерации (теоретические основы и правовые проблемы)» (монография / В. Б. Евдокимов, Т. А. Тухватуллин.

М. , 2017. 240 с. ) Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»


Журнал российского права № 12 — 2017 ность самостоятельно ознакомиться с главными правовыми актами, ярко характеризующими законотворческий процесс 1917 г.

Несмотря на высокий научно-методологический уровень рецензируемого издания, оно не свободно от отдельных редакционных погрешностей.

Например, ссылки на материалы фондов Государственного архива Российской Федерации приводятся с указанием на его старое название — ЦГАОР. На с. 251 говорится, что «дальнейшие попытки решения земельной проблемы. видны из приводимых далее нормативных правовых актов», но никакие нормативные акты авторы не приводят.

Недостаточно четко, на наш взгляд, обозначен в работе такой вопрос, как юридическое оформление республиканской формы правления в России, мало внимания уделено соответствую- щему декрету Временного правительства, который имел огромное историческое значение. Однако указанные мелкие огрехи не снижают ценности рецензируемого издания, которое представляется своевременным и полезным как с научной, так и с педагогической точки зрения.

Книга, несомненно, привлечет внимание ученых-специалистов по истории отечественного государства и права, а также может быть использована в учебном процессе при проведении занятий со студентами магистратуры и аспирантами.

ПАШЕНЦЕВ Д. А., ведущий научный сотрудник отдела теории законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, доктор юридических наук, профессор Рецензия на книгу

«Конституционная законность и единство правового пространства в Российской Федерации (теоретические основы и правовые проблемы)»

(монография / В. Б. Евдокимов, Т. А. Тухватуллин. М., 2017. 240 с.) Представленная на рецензирование монография

«Конституционная законность и единство правового пространства в Российской Федерации (теоретические основы и правовые проблемы)»

, выполненная В.

Б. Евдокимовым и Т. А. Тухватуллиным, направлена на теоретическое исследование актуальной и важной для Российской Федерации проблематики, связанной с обеспечением национальной безопасности.

О создании конституционных (уставных) судов в субъектах Российской Федерации

Обеспече6ине верховенства Конституции и законов России, прав и свобод граждан является одной из главных задач федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Важная роль в этом процессе принадлежит конституционным (уставным) судам субъектов Российской Федерации.

Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации создается субъектом Российской Федерации для рассмотрения соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъектаРоссийскойФедерации. Субъекты Российской Федерации могут наделять конституционные (уставные) суды и иными полномочиями за исключением дел, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными и федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Иные полномочия конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, не предусмотренные Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», которыми данные суды наделяются конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации должны соответствовать юридической природе и предназначению данных судов в качестве судебных органов конституционного (уставного) контроля, касаться вопросов, относящихся к ведению субъектов Российской Федерации в силу статьи 73 Конституции Российской Федерации, и касаться вопросов исключительно только права.

Конституционные (уставные) суды вправе рассматривать вопросы, вытекающие из исключительной компетенции субъектов Российской Федерации, предусмотренной в статье 73 Конституции РФ. Закон о судебной системе не ограничивает объем полномочий и круг вопросов конституционного (уставного) суда.

К таким вопросам можетотносится, например, участие органа конституционного (уставного) контроля в процедуре досрочного прекращения полномочий органа государственной власти субъекта или органа местного самоуправления.

О необходимости создания конституционных (уставных) судов в субъектах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

В статье на основе принципа разделения властей рассматривается институт судебного конституционного (уставного) контроля в субъектах Российской Федерации, а также правовые проблемы создания конституционных (уставных) судов.

Несмотря на закрепление в конституциях (уставах) всех субъектов Федерации указанного принципа, а в некоторых из них — норм о конституционных (уставных) судах, до настоящего времени подобные органы конституционной (уставной) юстиции действуют только в 16 из 85 субъектов Российской Федерации. При этом в ряде российских регионов подобные суды ликвидированы или их действие приостановлено. Авторами представлен собственный взгляд на причины подобной негативной ситуации и на основе конституционно-правовых норм обосновано, что отсутствие в каждом субъекте Российской Федерации конституционного (уставного) суда лишает проживающих на его территории граждан важного и эффективного механизма защиты их прав и свобод.

Необходимость учреждения конституционных (уставных) судов во всех российских регионах предопределена заложенным в ст.

45 и 46 Конституции Российской Федерации смыслом о гарантированности государством судебной защиты прав и свобод человека и гражданина посредством осуществления правосудия органами государственной власти субъектов Федерации. В статье критически оцениваются предлагаемые отдельными конституционалистами альтернативные механизмы осуществления конституционного (уставного) правосудия, включая передачу таких полномочий Конституционному Суду Российской Федерации, совмещение компетенции судов общей юрисдикции и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, создание органов конституционной юстиции в рамках федеральных округов.
Серьезным препятствием на пути создания системы регионального конституционного правосудия видится отсутствие в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» нормы, закрепляющей обязательность органов судебной власти в субъектах Российской Федерации.

Предлагается законодательно возложить на субъекты Федерации обязанность по созданию таких судов.

Конституционная законность и ее обеспечение в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

I_ ЗАКОН ОДА ТЕЛЬСТВ О: состояние и пути совершенствования О.Н.

ГРОМОВА, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук, доцент (Академия управления МВД России) Конституционная законность и ее обеспечение в Российской Федерации В статье исследуется понятие «конституционная законность», ее соотношение с законностью, выявляются факторы как объективного, так и субъективного характера, препятствующие эффективному обеспечению конституционной законности, выделяются основные направления обеспечения конституционной законности в Российской Федерации.

конституционная законность, обеспечение конституционной законности. гл аконность — многоплановая, многогран-^|ная категория, отражающая все сторо-^^^ны жизни общества и государства. Это и универсальный термин в юридической науке, и многостороннее социальное явление, которое характеризуется сложным строением и содержанием.

Законность является основой деятельности государства, эффективности права, улучшения качества жизни общества и личности.

Понимание законности, определение ее содержания относится к основным проблемам госу-дарствоведения. Законность определяется как принцип деятельности государства, охватывающий все стороны жизни общества и обращенный ко всем органам государства, общественным организациям и гражданам. Особенность данного определения состоит в том, что законность рассматривается как универсальный общеправовой принцип деятельности государства, который заключается в строгом и неукоснительном соблюдении всех норм права.

В ст. 15 Конституции Российской Федерации прямо указывается на необходимость соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Кроме того, законность определяется как метод поведения и деятельности субъектов, который позволяет установить основные требова- ния через законы и обеспечить их выполнение в поведении людей.

Государство провозглашает требование ко всем участникам общественных отношений, и далее, в результате соблюдения норм права, это требование становится методом поведения, что в итоге приводит к возникновению режима социальной жизни [5, с.

Денис Евдокимов → Двойные стандарты в российском правосудии или Дело ГУЭБиПК МВД РФ

Эффективная борьба с коррупцией возможна при неукоснительном соблюдении правоохранительными органами законов. В противном случае благое дело превращается в беззаконие – яркой иллюстрацией этому является уголовное дело, расследуемое в отношении ряда сотрудников ГУЭБиПК МВД РФ, главным фигурантом которого является генерал Сугробов.

Эти люди, по данным СК, превышая должностные полномочия занимались длительное время провокациями взяток, фальсифицировали доказательства, лжесвидетельствовали и т.д.

Это было бы невозможным, если бы вся правоохранительная система (СК, прокуратура) действовала в рамках закона, а суды исключили бы в своей деятельности обвинительный уклон и практику двойных стандартов.

Жертвой незаконных действий сотрудников ГУЭБиПК МВД РФ стал и мой сын — бывший начальник отдела Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Евдокимов Денис Владимирович, незаконно осужденный Мещанским судом Москвы 13.12.13, до этого тринадцать лет проработавший в органах прокуратуры Якутии и Москвы без единого порицания и неоднократно поощрявшийся за эффективную работу, в том числе в борьбе с коррупцией. Конечно, все доводы и доказательства о провокации ГУЭБиПК и их агента-адвоката, озвученные моим сыном на следствиии в суде в 2013 году, были проигнорированы, пока сотрудники ГУЭБиПК не устроили аналогичную (точно такую же) провокацию в феврале 2014 года в отношении сотрудника ФСБ, что привело к их аресту. Несмотря на то, что все, кто инициировали уголовное дело в отношении моего сына, либо уже осуждены за неоднократные провокации взяток, либо ожидают суда в рамках «дела Сугробова», моему сыну, написавшему более ста обращений и заявлений о возбуждении уголовных дел в отношении сотрудников ГУЭБиПК МВД РФ и их негласного агента — адвоката, оклеветавшего его, представившего в суд подложную доверенность, что доказано экспертизой — не удалось добиться даже элементарного.

Ни одно заявление так и не было, как положено по закону, официально зарегистрировано в КУСП.

Руководящие

Евдокимов, Вячеслав Борисович

Видео по теме

  1. Евдокимов В.Б. принимал участие в разработке Конституции Российской Федерации, Конституций и Уставов ряда субъектов Российской Федерации (Свердловской, Челябинской областей, Республики Башкортостан, Ханты-Мансийского автономного округа и др.). В период работы в Минюсте России активно участвовал в законотворческой деятельности Правительства и палат Федерального собрания Российской Федерации. Являлся одним из разработчиков ряда проектов федеральных законов, («О политических партиях», «О системе государственной службы Российской Федерации» и др.).

Евдокимов В.Б. – член диссертационного совета Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Участвовал в работе ряда международных, российских конференций и семинаров.

Под научным руководством Евдокимова В.Б. защитили диссертации кандидатов юридических наук шесть аспирантов и соискателей.

  1. За примерное исполнение служебных обязанностей, вклад в укрепление законности и правопорядка Евдокимов В.Б. поощрялся руководством Академии, Генеральным прокурором РФ.

Направления научной деятельности Сферу научных интересов Евдокимова В.Б.

составляют проблемы государственного строительства, конституционной законности и роли прокуратуры в её обеспечении, государственной и муниципальной службы, конституционного и муниципального права России, государственного права зарубежных стран, вопросы законотворчества в Российской Федерации. Наиболее значительный вклад внесен им в разработку проблем правового регулирования образования и деятельности политических партий, их участия в выборах, формирования и деятельности парламента и правительства в развитых странах современного мира.

  1. Имеет государственные и ведомственные награды.
  2. Почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации» (2004)
  3. Почетное звание «Почётный работник юстиции России» (2002);
  4. Классный чин государственного советника юстиции 1 класса (присвоен Указом Президента Российской Федерации № 782 от 28 июня 2001)

Евдокимовым В.Б.

Являлся одним из разработчиков ряда проектов федеральных законов, («О политических партиях», «О системе государственной службы Российской Федерации» и др.).Евдокимов В.Б.

  1. За примерное исполнение служебных обязанностей, вклад в укрепление законности и правопорядка Евдокимов В.Б.

Свердловском юридическом институте, в должности старшего преподавателя, доцента, профессора кафедры иностранного государственного и международного права, где преподавал конституционное право зарубежных стран.

– член диссертационного совета Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Участвовал в работе ряда международных, российских конференций и семинаров. Под научным руководством Евдокимова В.Б. защитили диссертации кандидатов юридических наук шесть аспирантов и соискателей.
  1. С 2000 по 2006 гг. работал в Министерстве юстиции Российской Федерации вначале в должности руководителя Департамента, а затем статс-секретаря – первого заместителя Министра юстиции.
  2. В 1993 – 1998 гг. возглавлял отдел государственного строительства в Институте философии и права Уральского отделения Российской академии наук.
  3. В 1998 – 2000 гг. заведовал кафедрой государственного и муниципального управления в Уральской академии государственной службы.
  4. С апреля 2001 г.
  5. Докторская диссертация на тему «Правовое регулирование политических партий в буржуазных странах» защищена в 1990 году.

Кировского района города Свердловска, затем адвокатом в юридической консультации № 7 г.

Свердловска.

  1. С 1971 по 1993 гг. – на преподавательской работе в Свердловском юридическом институте, в должности старшего преподавателя, доцента, профессора кафедры иностранного государственного и международного права, где преподавал конституционное право зарубежных стран.
  2. С 1968 по 1972 гг. обучался в заочной аспирантуре Свердловского юридического института. Кандидатская диссертация на тему «Институт конституционного контроля в США в период империализма» защищена в 1972 году (Науч. рук. В. Е. Чиркин).

Особенности реализации принципа законности в деятельности конституционного Суда РФ Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Петров В .

С . Теоретические проблемы сущности, содержания и формы государства: Автореф . дис . . д-ра юрид . наук. Л . , 1968; Явич Л . С. Об одном из аспектов взаимосвязи права и государства; Фарбер И . Е . , Ржевский В . А . Вопросы теории советского конституционного права . Вып . 1, гл . V. Саратов: Приволж.

кн . изд-во, 1967; Королев А.

И. , Мушкин А. Е. Государство и власть // Правоведение . 1963. № 2; Григорян Л. А. Социалистическая государственная власть и представительная форма ее осуществления // Сов . государство и право. 1969. № 3; Белых А .

К . Политическая организация советского общества. Л. : Изд-во Ленингр. гос . ун-та, 1967; Мартышин О.

В . Российская Конституция 1993 г.

и становление новой политической системы // Государство и право .

1994. № 10; Авакьян С. А . Практика российской государственности // Вестн . Моск .ун-та. Сер. 18 . Социология и политология . 1997.№ 1; Воеводин Л . Д. Статус современного государства как предмет общего конституционного права // Рос . юрид . журн . 1997. № 4; Морозова Л . А . Современная российская государственность: Автореф .
дис . . д-ра юрид . наук . М .

, 1998; Чиркин В . Е . Легализация и легитимация государственной власти // Государство и право . 1995. № 8 . 12 См . : Байтин М . А. Государство и политическая власть .

Саратов: Изд-во СГУ, 1972. С . 134 . 13 См . : Советский энциклопедический словарь / Под ред. А. М . Прохорова. 4-е изд. , испр.

и доп. М . : Сов . энцикл . , 1989.

С. 872. 14 Там же .С .924. 15 См .

: Чиркин В. Е. О «сильном государстве» и его конституции // Государство и право на рубеже веков: Материалы Всерос .

конф . М . : Ин-т государства и права РАН, 2000.

С . 16 . О. В. Куртиян ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ЗАКОННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ Соблюдение законности — это общий основополагающий принцип функционирования государства и общества .

В ч .2 ст. 15 Конституции РФ провозглашено, что

«органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы»

.

Конституция России и конституционная законность.

Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года стало началом формирования новой российской государственности, а также новой правовой системы. Важнейшим элементом функционирования федеративного государства в России является конституционная законность, в основе которой находится верховенство федеральной Конституции. Верховенство Конституции означает, что любой правовой акт, любое действие (бездействие) органов государственной или местной власти, их должностных лиц должны соответствовать Конституции Российской Федерации.

Нормативные правовые акты, действия должностных лиц соответствуют Конституции, если они приняты, построены в соответствии с ее предписаниями. Верховенство Конституции обуславливается необходимостью обеспечить целостность и непротиворечивость всей системы правовых актов, в особенности тех, которые содержат правовые нормы с неопределенным сроком действия.

Только таким образом могут быть достигнуты главные цели любой демократической Конституции – гарантировать права человека, определить пределы публичной власти, обеспечить демократическое и рациональное устройство этой власти, а также ее демократическое функционирование.

Именно поэтому в Конституции России прямо установлено, что

«Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации»

(ч. 2 ст. 4). Глубокий смысл этого конституционного положения состоит в том, что данная норма обеспечивает верховенство не только федеральной Конституции, но и свидетельствует о верховенстве всего федерального права над правом субъектов Российской Федерации.

Кроме того, в главе первой федеральной Конституции («Основы конституционного строя») указывается: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» (ч. 1 ст. 15). Это конституционное положение является

Конституция России и конституционная законность.

Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года стало началом формирования новой российской государственности, а также новой правовой системы.

Важнейшим элементом функционирования федеративного государства в России является конституционная законность, в основе которой находится верховенство федеральной Конституции. Верховенство Конституции означает, что любой правовой акт, любое действие (бездействие) органов государственной или местной власти, их должностных лиц должны соответствовать Конституции Российской Федерации.

Нормативные правовые акты, действия должностных лиц соответствуют Конституции, если они приняты, построены в соответствии с ее предписаниями. Верховенство Конституции обуславливается необходимостью обеспечить целостность и непротиворечивость всей системы правовых актов, в особенности тех, которые содержат правовые нормы с неопределенным сроком действия.

Только таким образом могут быть достигнуты главные цели любой демократической Конституции – гарантировать права человека, определить пределы публичной власти, обеспечить демократическое и рациональное устройство этой власти, а также ее демократическое функционирование.

Именно поэтому в Конституции России прямо установлено, что

«Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации»

(ч.

2 ст. 4). Глубокий смысл этого конституционного положения состоит в том, что данная норма обеспечивает верховенство не только федеральной Конституции, но и свидетельствует о верховенстве всего федерального права над правом субъектов Российской Федерации. Кроме того, в главе первой федеральной Конституции («Основы конституционного строя») указывается: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» (ч.

1 ст. 15). Это конституционное положение является

Конституционная законность и конституционное правосудие в Российской Федерации

Конституционная законностьКонституционная законность — система юридических средств, обеспечивающая действие всех субъектов права на основе Конституции и в соответствии с ее требованиями.Конституционность законности предполагает:

  • судебные органы (суды общей юрисдикции и специализированные — Конституционные суды).
    • глава государства, парламент, правительство (общеполитический конституционный контроль);
    • судебные органы (суды общей юрисдикции и специализированные — Конституционные суды).
  • правовой характер самой Конституции, т.е.