Административные регламенты органов исполнительной власти

Оглавление:

Административные регламенты органов исполнительной власти, их значение в регулировании административных процедур


Административные регламенты федеральных органов исполнительной власти — «это принятые в установленном порядке компетентными федеральными исполнительными органами в целях оптимизации управленческой деятельности (упорядочения и упрощения административных процедур и действий, устранения избыточных процедур и действий) нормативные административные акты, закрепляющие как общие правила организации деятельности соответствующих исполнительных органов в установленной сфере ведения (в том числе правила, процедуры внутренней организации деятельности органов), так и сроки и последовательность действий (административные процедуры) этих органов, порядок взаимодействия между их структурными подразделениями и должностными лицами, а также порядок взаимодействия самих федеральных органов исполнительной власти и организаций при исполнении государственных функций и предоставлении государственных услуг». Особенности административных регламентов федеральных органов исполнительной власти:

  1. • являются актами управления;
  2. • принимаются в специальном порядке уполномоченными федеральными исполнительными органами;
  3. • устанавливают внутриорганизационные и внешнеуправленческие основы деятельности органов исполнительной власти;
  4. • состоят из подробных (детализированных) административных указаний и определений (цели и содержание административного действия, порядок и сроки их совершения, определение субъектов-исполнителей, правила деятельности).

Административные регламенты федеральных органов исполнительной власти детализируются в должностных регламентах государственных служащих — индивидуальных актах административнотрудового (служебного) характера и должностных инструкциях.

Административные регламенты в зависимости от направленности содержащихся в них административных процедур делятся на:

  1. • внутриорганизационные (определяющие порядок действий в отношении структурных подразделений данного органа и в отношении других органов, которые входят с ним в одну систему отраслевого или территориального управления);

Административный регламент

— официальный документ, регламентирующий предоставление государственными органами услуг и .

исполнения государственных функций — обязательный для исполнения порядок действий (решений) органа исполнительной власти, его структурных подразделений и должностных лиц, направленный на осуществление их полномочий в процессе исполнения государственных функций. Административные регламенты должны четко определять круг обязанностей и прав органа власти, сферу его юрисдикции, раскрыть возможные формы внутренних взаимодействий различных органов власти между собой на всех этапах прохождения документов в процессе принятия решений. Введение административных регламентов даёт возможность как предприятиям, так и отдельным гражданам возможность осуществления контроля за процедурами рассмотрения их документов и обращений.

Таким образом создается реальная база для прозрачности ведомства.

В административном регламенте указываются:

  1. должностные обязанности, права, ответственность государственных служащих;
  2. должностной регламент государственного служащего;
  3. перечень ;

Целью использования административных регламентов является решение определенных общих задач:

  1. оптимизация деятельности органов исполнительной власти, повышение ее эффективности.
  2. обеспечение открытости деятельности органов исполнительной власти;
  3. детальная регламентация деятельности государственных служащих;
  4. противодействие коррупции, снижение коррупциогенных факторов;

Электронный регламент Для решения таких важных для граждан проблем, как сокращение сроков прохождения документооборота, уменьшение количества злоупотреблений чиновников и сокращение количества допускаемых ошибок, вводятся электронные регламенты.

Их задачей является законодательное создание определенных механизмов, позволяющих осуществлять контроль за административным процессом и как следствие — стимулировать общее повышение качества деятельности государственных служащих во всех областях органов власти.

«Рекомендации по разработке порядка разработки и утверждения исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг» (одобрены Правительственной комиссией по проведению административной реформы 23.11.2010 N 109)

ОдобреныПравительственной комиссиейпо проведению административной реформы23 ноября 2010 г. N 109РЕКОМЕНДАЦИИПО РАЗРАБОТКЕ ПОРЯДКА РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕГЛАМЕНТОВИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ I.

Общие положения1. Настоящие рекомендации разработаны в целях содействия исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации в реализации положений Федерального от 27 июля 2009 г.

N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ). Для целей реализации Федерального от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации можно выделить следующие группы услуг.1) Государственные услуги, предоставляемые непосредственно исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Такие услуги предоставляются по запросам заявителей (физических или юридических лиц) в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги ( Федерального закона от 27 июля 2010 г.

N 210-ФЗ).Предоставление данных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами ( Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ).Государственные услуги субъекта Российской Федерации подлежат включению в реестр государственных услуг субъекта Российской Федерации ( Федерального закона от 27 июля 2010 г.

N 210-ФЗ). В этой связи Правительственной комиссией по внедрению информационных технологий должны быть одобрены рекомендации по разработке порядка формирования и ведения реестра государственных услуг субъекта Российской Федерации.2) Услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг (далее — услуги необходимые и обязательные).

Актуальные проблемы теории административных регламентов федеральных органов исполнительной власти Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

Юридические науки»

2. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА, ЮРИДИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ 2.1. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ Трунина Е.В., к.

ю. н., доцент Место работы: ФГБОУ ВПО «МГУ им.

Н.П. Огарева» Аннотация: в статье рассмотрены актуальные проблемы теории административных регламентов федераль- ных органов исполнительной власти. Ключевые слова: административные регламент, исполнительная власть TOPICAL ISSUES OF ADMINISTRATIVE REGULATION THEORY OF EXECUTIVE FEDERAL INSTITUTIONS TruninaE.V., PhD in Law, associate professor Place of work: State University named after N. Ogaryov. Summary: There are considered the actual problems of the theory of administrative regulation of executive federal institutions.

Keywords: administrative regulations, executive power В условиях проводимой в последние годы в нашей стране модернизации государственного управления в административную деятельность федеральных органов исполнительной власти стал активно внедряться институт административных регламентов, призванный создать принципиально новое административноправовое регулирование взаимоотношений между государством, с одной стороны, и гражданами и юридическими лицами, — с другой.

Административные регламенты становятся основными нормативными правовыми актами, регулирующими внутреннюю организацию органов исполнительной власти, процедуры исполнения государственный функций и предоставления государственных услуг.

Термин «регламент» (франц. reglament от regle -правило) означает правила, устанавливающие, регулирующие порядок и время проведения мероприятий и действий, осуществления деятельности, ограничивающие их определенными пределами [1]. В юридических словарях регламент обозначается также как нормативный правовой акт, регулирующий внутреннюю организацию и порядок деятельности какого-либо государственного органа и его подразделения [2]. В доктрине административного права административные регламенты единодушно рассматриваются учеными как административные акты, устанавливающие административные процедуры.

Административные регламенты исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)

В последние годы существенной частью нормативной базы работы с документами стали административные регламенты исполнения государственных функций и административные регламенты предоставления государственных услуг (далее – административные регламенты). Указанные регламенты содержат не только описание управленческих процедур и действий, но и требования к оформлению и обработке документов, срокам их подготовки и выдачи, схемы прохождения потоков документации, формы документов, регистрационных журналов и т.д. Проблемы и перспективы Тема разработки и применения административных регламентов является новой и многоплановой и, следовательно, не все вопросы здесь решены.

Большую проблему представляет увязка положений принимаемых регламентов с действующими правилами, инструкциями и другими нормативными актами. Вызывает много вопросов существующее разделение административных регламентов на регламенты исполнения государственных функций и регламенты предоставления государственных услуг, их структура и информационное наполнение. Сама идея регламентации административных процедур не вызывает сомнения, но нет полной ясности в том, насколько детальной должна быть эта регламентация.

Например, закрепление в регламенте требований не только к итоговому документу и срокам его подготовки, но и к отдельным действиям в рамках этой работы может препятствовать внедрению более совершенных управленческих технологий.

Насколько оправданным является включение в каждый регламент общих положений, касающихся оборудования служебных помещений, информационных материалов для посетителей, деловой этики?

Например, административные регламенты содержат следующие положения: При ответах на телефонные звонки и устные обращения специалисты подробно и в вежливой (корректной) форме информируют обратившихся по интересующим их вопросам. Ответ на телефонный звонок должен начинаться с информации о наименовании органа, в который позвонил гражданин, фамилии, имени, отчестве и должности специалиста, принявшего телефонный звонок.

Рекомендации по разработке порядка разработки и утверждения исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг (одобрены Правительственной комиссией по проведению административной реформы 23.11.2010 N 109)

ОдобреныПравительственной комиссиейпо проведению административной реформы23 ноября 2010 г.

N 109РЕКОМЕНДАЦИИПО РАЗРАБОТКЕ ПОРЯДКА РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕГЛАМЕНТОВИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГI.

Общие положения1. Настоящие рекомендации разработаны в целях содействия исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации в реализации положений Федерального от 27 июля 2009 г. N 210-ФЗ

«Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

(далее — Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ). Для целей реализации Федерального от 27 июля 2010 г.

N 210-ФЗ исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации можно выделить следующие группы услуг.1) Государственные услуги, предоставляемые непосредственно исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Такие услуги предоставляются по запросам заявителей (физических или юридических лиц) в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги ( Федерального закона от 27 июля 2010 г.

N 210-ФЗ).Предоставление данных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами ( Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ).Государственные услуги субъекта Российской Федерации подлежат включению в реестр государственных услуг субъекта Российской Федерации ( Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ). В этой связи Правительственной комиссией по внедрению информационных технологий должны быть одобрены рекомендации по разработке порядка формирования и ведения реестра государственных услуг субъекта Российской Федерации.2) Услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг (далее — услуги необходимые и обязательные).

Административные регламенты в реализации контрольно-надзорных полномочий органов исполнительной власти Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

4.

The decree of the Russian President of 14.01.2011 No. 38 (an edition from 21L 1.2012)

«Questions of activity of Committee of inquiry of the Russian Federation»

(together with «The provision on Committee of inquiry of the Russian Federation»)//Resolves of Russian Federation.

2011, No. 4, art. 572. (in Russ.) 5. Barabash A. Prokurorskij nadzor za predvaritel’nym sledstviem: vozvrashchenie k osnovam [Attorney supervision of preliminary investigation: return to bases]// Zakonnost’- Legality.

2011, No. 4, p. 6. 6. Available at: http://infox.ru/accident/crime/2011/02/18/Zamprokurora_Podmosk.phtml (the last address — on October 11, 2013). (in Russ.) 7. Arutyunyan D. A. Aktual’nye voprosy modernizacii predvaritel’nogo sledstviya v Rossii [Topical issues of modernization of preliminary investigation in Russia]// Rossijskij sledovatel’ — Russian investigator.

2011, No. 6, p. 36. 8. Vasilyev O. L. Izmeneniya v ugolovnom processe (leto 2007 g.): sovershenstvovanie predvaritel’nogo rassledovaniya ili ocherednoj shag k oslableniyu prokuratury? [Changes in criminal trial (summer of 2007): improvement of preliminary investigation or the next step to weakening of prosecutor’s office?] // Vestnik Mosk-ovskogo universiteta.

Ser. 11 «Pravo». — Herald of the Moscow university. Ser. 11 «Right». 2008, No. 2, p. 26. 9. Umanskaya V. P. Teoreticheskoe i zakonodatel’noe sootnoshenie kontrolya i nadzora [Theoretical and legislative ratio of control and supervision]// Administrativnoe pravo i process — Administrative law and process.

2005, No. 4, p. 59-60. 10. Statkus V.

F. Eshche raz o edinom sledstvennom komitete v Rossijskoj Federacii. Prozhekty, mify i real’nost’ [Once again about uniform committee of inquiry in the Russian Federation. Projects, myths and reality]// Vestnik kriminalistiki — Criminalistics Herald.

2008, No. 3, p. 16. 11. Dibirov Yu.

А. Коротаева Административные регламенты в реализации контрольно-надзорных полномочий органов исполнительной

Порядок принятия и исполнения административного регламента предоставления государственных услуг федеральными органами исполнительной власти Текст научной статьи по специальности «Государство и право.
S. Spec. work. P. 70. УДК 342.6 О.
Юридические науки»

Козырев М.С.

кандидат философских наук, доцент кафедры менеджмента и административного управления, Российский государственный социальный университет, Москва. Kozyrev M.S. Ph.D., associate professor department of management and administration, Russian state social University, Moscow E-mail: E-mail: ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ Аннотация: В статье анализируется соотношение понятий «государственная услуга» и «государственная функции».
Делается вывод о невозможности их четкого разграничения в российском законодательстве.

Затем подробно описывается порядок принятия и исполнения административного регламента по предоставления государственных услуг федеральными органами исполнительной власти. Выделены девять этапов этого процесса.

В заключение утверждается о тщательной регламентации описываемого порядка. Annotation: The article analyzes the relationship between the concepts «public service» and «public function».

The conclusion about the impossibility of a clear distinction in the Russian legislation. Then describes in detail the procedure for the adoption and implementation of the administrative regulations on the provision of public services to the federal bodies of executive power.

Allocated nine stages of the process.

In conclusion, affirming the careful regulation of the described procedure.

Ключевые слова: административный регламент, государственные услуги, административный процесс Keywords: administrative regulation, public services, administrative process В последние годы административный регламент, который, согласно Постановлению Правительства РФ [3], представляет собой подзаконный нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий) федерального органа исполнительной власти, прочно вошел в практику государственного управления.
Его появление связано с попытками реализацией менеджерской моделью публичного управления в России [1].

Министерство экономического развитияРоссийской Федерации

Регламентация и стандартизация предоставления государственных и муниципальных услуг, а также перевод этих услуг в электронный вид Основным инструментом регламентации предоставления государственных и муниципальных услуг является принятие административных регламентов – нормативных правовых актов государственных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, устанавливающих сроки и последовательность административных процедур и административных действий органов власти, а также порядок их взаимодействия с физическими или юридическими лицами.

Следует отметить, что до принятия административных регламентов не существовало единых требований к структуре и содержанию нормативных правовых актов, устанавливающих порядок реализации органами государственной власти тех или иных полномочий.

Порядок предоставления большинства государственных и муниципальных услуг (исполнения государственных и муниципальных функций) регулировался документами различного уровня, при этом нередко не существовало единого документа, описывающего такой порядок.

Разработка административных регламентов позволила систематизировать полномочия органов государственной власти, восполнить нормативные правовые пробелы в законодательстве Российской Федерации, упорядочить административные процедуры, а в отдельных случаях исключить избыточные действия. В рамках административных регламентов устанавливаются в том числе требования к обслуживанию и комфортности граждан, а также персональная ответственность должностных лиц и возможность досудебного обжалования их действий (бездействия). Таким образом, в настоящее время административный регламент является единственным документом, содержащим всю необходимую информацию, предусмотренную законодательными актами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, необходимую как для граждан, так и для должностных лиц (сроки, перечень документов, основания для отказа, ответственность и порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц, контактная информация, стандарт комфортности и пр.).

О назначении и некоторых особенностях административных регламентов как правовых актов управления Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

КОНСТИТУЦИОННОЕ, МУНИЦИПАЛЬНОЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО УДК 342.9 О НАЗНАЧЕНИИ И НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ КАК ПРАВОВЫХ АКТОВ УПРАВЛЕНИЯ Гаврилов Александр Михайлович, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Марийского государственного университета, г.

Йошкар-Ола. E-mail: Основной целью работы является анализ административного регламента как правового акта управления органа исполнительной власти, раскрытие основных функций и связанных с ними некоторых особенностей, которые должны учитываться при его подготовке и реализации.

Ключевые слова: административный регламент, процедура, функции, государственная услуга, типовой регламент, государственное управление. Институт административных регламентов федеральных органов исполнительной власти можно отнести к числу новейших развивающихся явлений административно-правовой реальности. Административный регламент в современной практике правового регулирования управленческой деятельности является необходимым инструментом регламентации административных процедур.

Развитие института административных регламентов было в значительной степени обусловлено началом административной реформы в Российской Федерации.

Условно можно выделить несколько основных этапов становления и внедрения в практику управленческой деятельности административных регламентов. Впервые административный регламент как правовая категория был закреплен в Федеральном законе от 27 июля 2004 г.

№ 79-ФЗ

«О государственной гражданской службе Российской Федерации»

. В частности, в ч. 1 ст. 47 указанного закона определялось, что профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

Однако в указанной статье, устанавливавшей элементы содержания должностного регламента как локального административно-служебного

Административные регламенты

устанавливают сроки и последовательность административных процедур и административных действий федерального органа исполнительной власти, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также взаимодействия федерального органа исполнительной власти с физическими или юридическими лицами, иными органами государственной власти и местного самоуправления, а также учреждениями и организациями при исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги). Указанные документы разрабатываются федеральными органами исполнительной власти, к сфере деятельности которых относится исполнение соответствующей государственной функции, на основе федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

При разработке административных регламентов федеральный орган исполнительной власти предусматривает оптимизацию (повышение качества) исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), в том числе: упорядочение административных процедур и административных действий; устранение избыточных административных процедур и избыточных административных действий, если это не противоречит федеральным законам, нормативным правовым актам Президента РФ и Правительства РФ; сокращение количества документов, представляемых заявителями для исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги), применение новых форм документов, позволяющих устранить необходимость неоднократного предоставления идентичной информации, снижение количества взаимодействий заявителей с должностными лицами, в том числе за счет выполнения отдельных административных процедур (действий) на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и реализации принципа «одного окна», использование межведомственных согласований при исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги) без участия заявителя, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;

Административные регламенты

устанавливают сроки и последовательность административных процедур и административных действий федерального органа исполнительной власти, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также взаимодействия федерального органа исполнительной власти с физическими или юридическими лицами, иными органами государственной власти и местного самоуправления, а также учреждениями и организациями при исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги).